Елена Рябова
Создание мультфильмов как эффективная форма психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Качество современного образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, увеличиваются поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения.
Реалии нашего времени: рост цифровых технологий, увеличение потока информации, доступность сетевых ресурсов предъявляют новые требования к воспитанию и развитию подрастающего поколения. Дошкольное детство – важный период становления личности. Необходимо, чтобы развитие ребёнка в это время было всесторонним.
Публикация «Создание мультфильмов как эффективная форма психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2018
Бывает у детей снижена учебная мотивация, бывают эмоциональные нарушения: гиперактивность или наоборот, заторможенность, высокая агрессивность, тревожность, нарушена концентрация внимания, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, депрессивные состояния и т. д. В этом случае, традиционные методы обучения оказываются малоэффективными.
Реализация творческого потенциала личности дает мощный ресурс, который помогает справиться с проблемами, скомпенсировать недостатки, на этом основывается мульт-терапия, как часть арт-терапии.
Мульт-терапия - это программа развития и творческой социализации детей, путем использования различных техник создания мультфильмов. Это синтез психологии, арт-терапии и анимации, который помогает детям эмоционально развиваться, учит работать со сверстниками и со взрослыми.
Мульт-терапия, в первую очередь, решает проблему мотивации детей.
В отличие от других арт-терапевтических методик, мульт-терапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография скульптура, литературой, музыкой. Очень важно, детям не говорить, что нужно делать и как, а пробуждать их собственную активность и фантазию. Задача педагога - умело направить идеи ребенка в русло создания позитивного совместного продукта.
Анимация – производное от латинского «anima» - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление, чаще анимацию называют мультипликацией.
Мультипликация – это своего рода сводный курс общеобразовательных знаний. Занятия в студии способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждения и идеалов.
Вот и в нашем детском саду «Журавушка», появилась идея, создать мультстудию с одноимённым названием.
Была разработана программа кружковой работы на бесплатной основе «Мультипликатор», в старшей группе «Матрёшка». Программа рассчитана на 1 год обучения на возрастную группу детей 5-6 лет. Периодичность занятий - 1 раз в неделю с сентября по май. Количество занятий в год - 38. Продолжительность занятий - 30 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами». Занятия проходят с полным взаимодействием с психологом нашего детского сада, Габовой Станиславой Олеговной.
Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, к сожалению, сейчас уже все больше отодвигая на второй план литературу, а часто и игру. Участие в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий контекст повышают самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному, интересному.
Цель: создание короткометражных рисованных, пластилиновых объемных мультфильмов через развитие у детей старшего дошкольного возраста личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Образовательные:
-участие в реализации компьютерных технологий как основе научно-технического прогресса в мультипликации;
-обучение основам изобразительной грамоты (лепки) и формирование художественных знаний, умений и навыков;
-формирование определенных навыков и умений; закрепление их в анимационной деятельности;
-обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.
Развивающие:
-развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей личности ребенка;
-развитие художественно-эстетического вкуса, фантазии, изобретательности, логического мышления и пространственного воображения.
Воспитательные:
-воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоционально- эстетического восприятия окружающего мира;
-воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;
-формирование этических норм в межличностном общении;
-обогащение визуального опыта детей через просмотр мультфильмов и участие в мероприятиях.
Виды анимации
1. Рисованная анимация (способ - перекладка)
Перекладка является самой простой технологией для работы с детьми. Герои изображаются на плотной бумаге и вырезаются. Все подвижные части тела вырезаются отдельно и потом скрепляются пластилином. Перемещая персонажей по фону, изменения их позы, все покадрово снимается на закрепленный на штативе фотоаппарат.
2. Кукольная анимация ( изготовление кукол и декораций из различных материалов: ткани, бумаги, проволоки, пенопласта и др.)
3. Пластилиновая анимация (лепка из пластилина). Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация).
Из пластилина делаются объемные персонажи (в идеале нужно делать для них проволочный скелет). В этом случае снимается на фотоаппарат каждое изменение фигуры. При этом нужно следить, чтобы в кадре не было посторонних предметов, а также не входили руки детей. Для этого можно с ними предварительно поиграть в игру «положили ручки – убрали ручки».
При съемке нужно обратить внимание на освещение сцены.
4. Предметная анимация. Используются готовые игрушки: «Лего», кубики, человечки, машинки, позволяет оживить любимые игрушки.
5. Сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами – песок, крупы, кофе, очень хороша гречка, так как она массажирует руки.). Эта техника хороша для маленьких детей и детей с проблемами развития, так как не требует навыков. Они с удовольствием могут играть с сыпучими материалами. На поверхности с сыпучкой можно рисовать руками, кисточками или палочками, снимая по кадрам каждое изменение. Эту технику хорошо использовать с детьми, которые боятся ошибиться нарисовать некрасиво, так здесь все можно быстро исправить.
Алгоритм действия при создании мультфильма
1. Выбор темы мультфильма, обсуждение содержания мультфильма.
Темы будущих фильмов продумываются психологом в зависимости от характера психологических проблем детей, их интересов и индивидуальных особенностей. Но гораздо лучше, если тема родится у самих детей в процессе обсуждения.
2. Написание сценария.
Начать работу над сценарием можно с выбора героев. Задача – придумать как можно больше вариантов, чтобы выбрать из них потом наиболее подходящие. После того, как каждый (или по группам, определится с героем, нужно решить, что они будут делать. Взрослому важно организовать процесс выдвижения идей, а потом эти идеи уложить в нужную форму. Можно предложить сочинять рассказ по кругу. Ведущий записывает идеи и периодически зачитывает то, что получилось.
3. Изготовление декораций и персонажей.
На этом этапе можно разбить детей на группы или пары. Главная задача ведущего - воодушевить ребёнка, помочь ему найти ключ к самому себе, к своим талантам и к уверенности в своих силах. Лучше больше общаться, а не молчать, например, подробно обсуждать содержание каждого рисунка.
4. Кастинг (отбор персонажей, декораций).
5. Съёмка мультфильма.
6. Монтаж мультфильма.
7. Наложение звукового ряда.
Обычно в анимационном производстве озвучка мультфильма производится перед анимацией. Но так как в наших детских мультфильмах точная синхронизация звука и изображения иногда и не нужна, голоса записываются после анимации или вместе.
Если мультфильм будет показан на большом экране, естественно, лучше позаботится о разборчивости голоса и отсутствии лишних шумов.
8. Окончательная обработка.
9. Премьера!
Мульт-терапия позволяет ребёнку почувствовать уверенность в своих силах, развить творческую активность, инициативность, самостоятельность, освоить средства самовыражения, скомпенсировать недостатки и проблемы коммуникации. Тем самым мульт-терапия является моделью сотворчества взрослых и детей.
Работая вместе с взрослыми и сверстниками над созданием мультфильма, ребята осмысливают различные явления нашей жизни, учатся решать проблемы общения, делают нравственный выбор.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ — ресурсов у детей будут формироваться универсальные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в школе.
Работа над мультфильмом предоставила каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развить творческие способности, формировала коммуникативные навыки.
Приобщаясь к мультипликации, дети приобрели ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности.
Как говорил режиссёр, художник и сценарист мультипликационного кино, один из основателей советской мультипликации Ивана Петровича Иванова – Вано:
«Искусство мультипликации правдиво, как вымысел,
и невероятно, как сама жизнь.
Реальное в нем сочетается с невероятным,
и невероятное становится реальным»
Желаем успехов и
новых мультфильмов!
Литература:
1. Нагибина М. И. «Технология анимации»
2. Асенин С. А. Мир мультфильма. – М. : Искусство, 1986.
3. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным. -Ж. Искусство в школе №1, 2006.
4. Халатов Н. Мы снимаем мультфильм. – М. : Молодая гвардия, 1986.
5. Левин Е. С. Композиция сценария (развитие действия, кульминация, развязка). – М. : «Искусство», 1991.
6. Воскресенская И. М. Звуковое решение фильма. – М., 1984.
7. Корнева О. Пришло время систематизировать знания. -Ж. Искусство в школе №4, 2007.
8. Красный Ю. Е., Курдюкова Л. И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. – М. : Просвещение, 1990.