лейсан суюндукова
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Природный дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия Создание условий для развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста
Задачи занятия
закрепить понятие «среда обитания»;
уточнять знания о взаимосвязи живых организмов со средой обитания;
развивать навыки работы с объектами и предметами для экспериментирования;
формировать умения выполнять работу последовательно по карте-схеме;
способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
Публикация «Занятие по познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста „Природный дом“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
воспитывать любовь и бережное отношение к объектам природы, аккуратность
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ дети в ходе занятия Дети овладевают понятием «среда обитания»; уточняют знания о взаимосвязи живых организмов со средой обитания; приобретают навыки работы с объектами и предметами для экспериментирования; учатся выполнять работу последовательно по карте-схеме.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока Предметные картинки с изображением объектов живой и неживой природы. Доска, наборное полотно, компьютер, карточки-символы с изображением этапов работы исследователей, шаблоны кадров «кинопленки», картонные звездочки, чистые листы белой бумаги, маркеры, мяч.
«Передай картинку»,
4 мин.
Задачи этапа: организовать детей, способствовать концентрации внимания. Повторить и закрепить знания об объектах живой и неживой природы.
Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями объектов живой и неживой природы по количеству детей.
Предварительная подготовка: дети стоят вокруг стола, педагог выкладывает на него карточки картинками вниз.
Технология проведения: каждый из детей, по очереди берет с середины стола карточку и, не переворачивая ее, отдает соседу слева. Тот, кому дали карточку, переворачивает ее, называет картинку и указывает к живой или неживой природе относиться данный объект, кладет картинку на стол перед собой; затем берет другую с середины стола и отдает соседу слева. И т. д. Педагог: «Ребята, каждый из вас, по очереди возьмет карточку и, не переворачивая ее, отдаст соседу слева. Тот, кому дали карточку, называет картинку и указывает к живой или неживой природе относиться данный объект, кладет на стол перед собой; затем берет другую с середины стола и отдает соседу слева». Коммуникативная - развитие умения общаться с товарищами при выполнении задания.
Познавательная - актуализация ранее
полученных знаний.
Вхождение в тему
«Перевоплощение»,
1 мин.
«Я опишу - вы угадаете», 4 мин.
Задачи этапа: поддержание мотивации и интереса к деятельности детей на занятии.
Задачи этапа: определить тему занятия. Актуализировать понятия «живая и неживая природа», развивать внимание, мышление.
Предварительная подготовка: доска, картинки с изображением задуманных объектов. Педагог последовательно задаете детям вопросы о таких объектах как «комнатный цветок» и «дом». По мере отгадывания педагог выставляет на доску картинки.
Технология проведения: с помощью наводящих предложений педагог предлагает детям узнать, о каком объекте идет речь. Дети отгадывают.
Варианты проведения метода: в более простом варианте, вместо наводящих вопросов можно использовать загадки. Педагог: «Я предлагаю вам стать исследователями. Кто такие исследователи? Чем они занимаются? (получают новые знания об окружающем нас мире. А вот о чем мы будем получать новые знания вы должны догадаться сами».
Педагог: «Сейчас я, начну описывать предмет. Но начну я не самых известных эго качеств и свойств. Ваша задача угадать, о чем я говорю как можно раньше». Информационная - понятие о профессии исследователя. Социальная – знания о профессии исследователя, как общественно полезной.
Информационная - активизация и обобщение знаний об объектах живой и неживой природы.
Коммуникативная - развитие умения общаться со взрослым входе диалога и со сверстниками при выполнении коллективного задания.
Познавательная – умение самостоятельно анализировать и обрабатывать полученную информацию.
Формирование ожиданий
Составление плана работы «Фотограф», 7 мин. Задачи этапа: определить последовательность работы на занятии. Актуализировать знания о профессии исследователя. Развивать навыки моделирования.
Предварительная подготовка: слайд презентации «Природный дом»
Технология проведения: педагог предлагает детям обозначить действия символическими изображениями и расположить их в правильной последовательности. Педагог: чтобы получить новые знания исследователи проделывают большую работу. Сначала изучают всю известную информацию. Как вы думаете, где можно получить информацию? Затем проводят опыты и эксперименты. И в заключении наблюдают за объектами своей работы и записывают изменения. Посмотрите на картинку и определите, в какой последовательности работают исследователи, и как же будем работать мы с вами (Слайд 1) Информационная – обобщение и уточнение знаний о профессии исследователя.
Учебно-познавательная – умение работать со схемам и моделями.
Коммуникативная –навык общения со взрослым и сверстниками при решении познавательной задачи.
Работа над темой
«Эвристическая беседа», 9 мин. Задачи этапа: поддержание высокой мотивации к мыслительной активности детей посредством визуализации учебного материала.
Необходимые материалы: компьютер (или проекционная система).
Предварительная подготовка: заранее подготавливается презентация «Природный дом».
Технология проведения: в процессе беседы педагог показывает слайды презентации.
Примечание: в конец презентации включается зарядка для глаз.
Педагог: - Что изображено на первой картинке (комнатный цветок, слайд 2).Почему мы их так называем? (Растут и живут в комнатах, в помещении) Что изображено на второй картинке? (дом, слайд 2)Как вы думаете, что такое дом? (Дети высказывают предположения.) А что такое «природный дом»?
Природный дом — это все, что окружает тот или иной живой организм. Это природные условия, в которых живые организмы живут или обитают – среда обитания. Растения и животные тесно связаны со своей средой обитания, т. е. тем местом и условиями, где они обитают. Каждый живой организм обязательно должен жить в своей среде обитания, в своем природном доме.
- Какие условия нужны для жизни комнатных растений? (земля, воздух, вода). Что для них будет средой обитания? (слайд2) Как вы думаете, можно ли изменять среду обитания для растения или животного? (Дети высказывают предположения.)
Изменять среду обитания для живых организмов нельзя — они могут погибнуть. Для чего нам надо знать в какой среде обитания живут растения или животные? Чтобы правильно создать условия обитания, ухаживать за ними. Какие еще растения есть у нас в группе? Где мы еще можем их увидеть? (В аквариуме). Как называются растения в аквариуме? Водоросли. Почему мы их так называем? (Растут в воде)
Рассмотрим наш кусочек подводного мира. В чем растут водоросли? (в песке с камушками). Что еще им нужно для жизни? (Вода) Что будет средой обитания для водорослей? (Слайд 3) Можно ли водорослям изменить среду обитания? Изменять среду обитания для живых организмов нельзя — они могут погибнуть. Коммуникативная умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы с опорой на визуальный ряд.
Проработка содержания темы
Экспериментальная деятельность, 10-12 мин.
Задачи этапа: развивать навыки работы с объектами и предметами для экспериментирования; формировать умения выполнять работу последовательно по карте-схеме; развивать мышление, внимание.
Необходимые материалы: фартуки по количеству детей, емкости с водой и грунтом, карта схема (слайд 4).
Предварительная подготовка: расставить на столе емкости с водой и грунтом, выставить на слайд карту схему последовательности действий.
Технология проведения: в процессе выполнения опытов педагог оказывает помощь тем детям, которым она необходима. Педагог: Мы как настоящие ученые узнали много новой информации, понаблюдали за объектами. Осталось опытным путем проверить то, что мы узнали. Давайте уточним, что мы хотим проверить. (Мы узнали, что каждому живому организму нужен свой природный дом и, что изменять его нельзя). Проверим это на опыте. Изменим среду обитания для комнатных растений. Будем сажать комнатные растения в воду. Поможет нам карта-схема (слайд 4). На ней изображено, что вы должны делать. Цифры означают порядок работы, а рисунки то, что нужно делать. Надеваем фартуки и приступаем к работе. Информационная – закрепление знаний об объектах живой и неживой природы.
Учебно-познавательная – применение логических операций сравнения и классификации, закрепляют навыки работы со схемами.
Завершение образовательного мероприятия
Физминутка «Перебрось мяч», 4 мин. Задачи этапа: поддержание мотивации; закрепление полученных знаний.
Необходимые материалы: мяч-мякиш.
Технология проведения. Участники встают в круг. Педагог называет и бросает мяч любому воспитаннику, который должен. Он же и кидает мяч следующему игроку.
Примечание: внимание детей обращается на то, что участвовать должны все игроки.
Варианты проведения метода: мяч можно не бросать, а передавать соседу. Педагог: Ребята, встаньте в круг. Я начну предложение. Например: комнатные растения это растения, которые… Кину мяч кому-то из вас. Тот, кто поймает мяч, должен закончить предложение, начать другое и кинуть мяч следующему игроку.
Следите за тем, чтобы все ребята ловили мяч. Коммуникативная - умение слушать и дополнять партнера
Учебно-познавательная-
умение строить грамматически правильные предложения с использованием усвоенного материала.
Подведение итогов «Лучший снимок» 4 мин.
Задачи этапа: подведение итогов занятия, получение обратной связи от воспитанников и завершение работы; развитие навыка монологического высказывания.
Необходимые материалы: слайд 3 с карточками-символами, обозначающими этапы занятия, картонные звезды.
Предварительная подготовка: на наборном полотне выставлены картинки с карточками-символами, обозначающими этапы занятия; звезды из плотного картона.
Технология проведения: Детей предлагается взять звезду и отметить тот «снимок», который обозначает понравившуюся часть занятия.
Примечание: метод позволяет выяснить, какие этапы занятия детей заинтересовали больше всего, а какие оказались не интересны или сложны.
Варианты проведения метода: возможно, обозначать звездой «лучший снимок», а тучкой «худший». Педагог: Ребята, вернемся к схеме нашей работы (слайд 1). Возьмите звезду и поставьте напротив картинки, которая обозначает то, что вам больше всего понравилось на занятии. Информационная - умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
Коммуникативная - умение четко формулировать ответы на задаваемые вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать.
«Активное наблюдение», 1 мин
Цели и задачи метода: воспитывать любовь и бережное отношение к объектам природы.
Педагог: Настоящие исследователи всегда стремятся к тому, чтобы не навредить окружающему миру. Поэтому я предлагаю вам внимательно наблюдать за нашими объектами и когда мы заметим ухудшение в их состоянии, то вернем в прежнюю среду обитания. Информационная - умение самостоятельно анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать полученную информацию, изображать её символически.