Получи документы

Конспект интегрированного занятия «Приобщение к традициям, обычаям и культуре донских казаков» в подготовительной группе

Ирина Хромова
Конспект интегрированного занятия «Приобщение к традициям, обычаям и культуре донских казаков» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

* Закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи.

* Совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.

* Воспитывать уважение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.

* На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине.

Материал: Казачья горница с утварью, казачьи костюмы, рушник, бубен.

Предварительная работа

* Чтение книги «Славен Дон» М. Астапенко.

* Заучивание казачьих слов и выражений.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Приобщение к традициям, обычаям и культуре донских казаков“ в подготовительной группе» размещена в разделах

* Обыгрывание ситуации.

Ход занятия

Дети играют в подвижную игру «Ручеек».

Ведущая: Здорово ночевали!

Дети: Слава Богу!

Ведущая:Смотрю, нарядные вы какие, в игру играете, праздник у вас какой?

Дети: Да, у нас сегодня ярмарка, мы будем петь, плясать, стихи читать.

Ведущая: На вас казачьи наряды, и как вас нужно называть?

Дети: Мы – казачата!

Ведущая: Да, казачата, и живете на земле ваших предков – донских казаков. А знаете, в далекие-далекие времена наш город Каменск-Шахтинский назывался станица Каменская.

В станице этой жили казаки – вольные люди. В их речи были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним.

А сейчас, детвора, игра «Забытые слова».

Дети под звуки бубна идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. При замолкании бубна, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.

Ребенок: - Слово ты говори.

Ведущий: - По казачьи повтори. Шелковица.

Ребенок: - Тютина.

При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»

Игра продолжается со словами: калоши – чуни, командир – атаман, обрыв – яр, очень – дюже, кастрюля – чугунок, полотенце – рушник, часы – ходики, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, город - станица, плетка – нагайка, зал – горница…

Ведущий: - Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи?

Дети: Любо.

Ведущая: Тогда давайте заглянем в казачий курень.

Дети проходят в горницу.

Мы находимся в горнице казачьего куреня. У хозяйки дома на поясе были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме.

Именно ее звали «Сама». Как правило, «Сама» была свекровь – мать сыновей. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох.

Сама: У казаков не принято было лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Приглашаю вас в свою семью посмотреть, кто, чем занят. Вот мой старший сын Иван, - он уже женат. (Иван сидит, ремонтирует коромысло)

- Ваня, сходи-ка, принеси с база дров для растопки печи. Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Буду овощи сбирать для борща: (достает из корзины овощи) картошку, морковь, свеклу, капусту, лук, чеснок. Возьму шмат старого сала, (берет с полки) затолку с чесноком, чтобы борщ получился наваристым да ароматным. («Моет» овощи в тазу, «режет», кладет в чугунок. Стоит – помешивает)

Ведущая: А рядом невестка Софья что-то собирается готовить.

Софья: Сбираю сушку для узвара. (Берет с полки мешочки с сухофруктами)

Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Положу в миску грушу-дичку, яблоки, тютину, вишню, жердел. Промою в воде. (Кладет в чугунок сухофрукты. Завязывает и убирает на место мешочки. Помешивает узвар)

Ведущая: В казачьих семьях девочки начинали работать с раннего возраста. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Вот и сейчас около прялки старшая дочь нашей хозяйки – Анна занимается рукоделием.

Анна: Напряла я пряжи на прялке. Вот теперь карпетки вяжу и приговариваю: Але, але, аленьки

Свяжу карпетки маленьки.

Будет ноженькам теплее,

А Гришатке веселее.

Ведущая: А это – средняя дочь – Дарья, она уже достигла возраста девушки и в семье ее все называют «хваленкой».

Дарья: Когда я стала девушкой – дед подарил мне серебряное колечко.

Ведущая: Это значит, что Дарья стала девушкой на выданье.

Дарья: Я готовлю себе приданое. (Гладит утюгом вещи и складывает их в сундук)

Все вещи у меня с кружевами. Я их сама вязала.

Ведущая: А вот и младшая дочь хозяйки.

- Как кличут тебя, чадунюшка?

Варвара: Варенькой, а это мой братик Гришатка.

Ведущая: Была у девочек и особенная работа – нянчить младших.

Варвара: Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого. Пятилеток уже в няньки, "в люди" отдавали.

Я братика баюкаю в колыбели, да песенку пою:

Люли-люли-люленьки,

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовьице…

Спи-ка на здоровьице!

Ведущая: В казачьей горнице есть особо почитаемое место. Это святой угол, где размещались иконы (образа). Казаки были людьми глубоко верующими. Перед приемом пищи, сезонными работами, в других важных жизненных ситуациях творили молитву.

Казак: В каждой семье как реликвии хранились и вывешивались на видное место семейные фотографии. Чаще всего на них были казаки в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни.

Ведущая: Вот так, незаметно, в делах и заботах проходил день казачьей семьи. Семья собирается обедать, а мы с вами отправляемся на ярмарку.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Чудесный паровозик»Дидактическая игра «Чудесный паровозик» Игра направлена на развитие мелкой моторики, развития речи. Играя в эту игру ребенок может манипулировать предметами. Обложка игры "Паровозик".

Дидактическая игра «Две сестрёнки»Дидактическая игра «Две сестрёнки» Развивать у детей связную речь,умение описывать внешность,одежду,использовать в рассказе сравнение. Уточнить в речи детей названия предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Приобщение к традициям, обычаям и культуре донских казаков» в подготовительной группе
Опубликовано: 11 апреля 2015 в 19:14
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «Приобщение к традициям, обычаям и культуре донских казаков» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хромова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД