Ирина Хромова
Конспект интегрированного занятия «Приобщение к традициям, обычаям и культуре донских казаков» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
* Закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи.
* Совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков.
* Воспитывать уважение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков.
* На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине.
Материал: Казачья горница с утварью, казачьи костюмы, рушник, бубен.
Предварительная работа
* Чтение книги «Славен Дон» М. Астапенко.
* Заучивание казачьих слов и выражений.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Приобщение к традициям, обычаям и культуре донских казаков“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
* Обыгрывание ситуации.
Ход занятия
Дети играют в подвижную игру «Ручеек».
Ведущая: Здорово ночевали!
Дети: Слава Богу!
Ведущая:Смотрю, нарядные вы какие, в игру играете, праздник у вас какой?
Дети: Да, у нас сегодня ярмарка, мы будем петь, плясать, стихи читать.
Ведущая: На вас казачьи наряды, и как вас нужно называть?
Дети: Мы – казачата!
Ведущая: Да, казачата, и живете на земле ваших предков – донских казаков. А знаете, в далекие-далекие времена наш город Каменск-Шахтинский назывался станица Каменская.
В станице этой жили казаки – вольные люди. В их речи были особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним.
А сейчас, детвора, игра «Забытые слова».
Дети под звуки бубна идут по кругу, противоходом им идет ведущий с рушником на шее. При замолкании бубна, дети и ведущий останавливаются. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребенку, который оказался напротив него.
Ребенок: - Слово ты говори.
Ведущий: - По казачьи повтори. Шелковица.
Ребенок: - Тютина.
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»
Игра продолжается со словами: калоши – чуни, командир – атаман, обрыв – яр, очень – дюже, кастрюля – чугунок, полотенце – рушник, часы – ходики, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, хозяйственный двор – баз, компот – узвар, город - станица, плетка – нагайка, зал – горница…
Ведущий: - Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова, а не вспомнить ли нам забытые обычаи и уклад казачьей семьи?
Дети: Любо.
Ведущая: Тогда давайте заглянем в казачий курень.
Дети проходят в горницу.
Мы находимся в горнице казачьего куреня. У хозяйки дома на поясе были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме.
Именно ее звали «Сама». Как правило, «Сама» была свекровь – мать сыновей. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох.
Сама: У казаков не принято было лениться, каждый имеет свои обязанности по дому, по хозяйству. Приглашаю вас в свою семью посмотреть, кто, чем занят. Вот мой старший сын Иван, - он уже женат. (Иван сидит, ремонтирует коромысло)
- Ваня, сходи-ка, принеси с база дров для растопки печи. Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Буду овощи сбирать для борща: (достает из корзины овощи) картошку, морковь, свеклу, капусту, лук, чеснок. Возьму шмат старого сала, (берет с полки) затолку с чесноком, чтобы борщ получился наваристым да ароматным. («Моет» овощи в тазу, «режет», кладет в чугунок. Стоит – помешивает)
Ведущая: А рядом невестка Софья что-то собирается готовить.
Софья: Сбираю сушку для узвара. (Берет с полки мешочки с сухофруктами)
Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Положу в миску грушу-дичку, яблоки, тютину, вишню, жердел. Промою в воде. (Кладет в чугунок сухофрукты. Завязывает и убирает на место мешочки. Помешивает узвар)
Ведущая: В казачьих семьях девочки начинали работать с раннего возраста. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Вот и сейчас около прялки старшая дочь нашей хозяйки – Анна занимается рукоделием.
Анна: Напряла я пряжи на прялке. Вот теперь карпетки вяжу и приговариваю: Але, але, аленьки
Свяжу карпетки маленьки.
Будет ноженькам теплее,
А Гришатке веселее.
Ведущая: А это – средняя дочь – Дарья, она уже достигла возраста девушки и в семье ее все называют «хваленкой».
Дарья: Когда я стала девушкой – дед подарил мне серебряное колечко.
Ведущая: Это значит, что Дарья стала девушкой на выданье.
Дарья: Я готовлю себе приданое. (Гладит утюгом вещи и складывает их в сундук)
Все вещи у меня с кружевами. Я их сама вязала.
Ведущая: А вот и младшая дочь хозяйки.
- Как кличут тебя, чадунюшка?
Варвара: Варенькой, а это мой братик Гришатка.
Ведущая: Была у девочек и особенная работа – нянчить младших.
Варвара: Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого. Пятилеток уже в няньки, "в люди" отдавали.
Я братика баюкаю в колыбели, да песенку пою:
Люли-люли-люленьки,
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.
Люли-люли-люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовьице…
Спи-ка на здоровьице!
Ведущая: В казачьей горнице есть особо почитаемое место. Это святой угол, где размещались иконы (образа). Казаки были людьми глубоко верующими. Перед приемом пищи, сезонными работами, в других важных жизненных ситуациях творили молитву.
Казак: В каждой семье как реликвии хранились и вывешивались на видное место семейные фотографии. Чаще всего на них были казаки в военной форме, с оружием. Ведь воинская служба для казака – главное дело его жизни.
Ведущая: Вот так, незаметно, в делах и заботах проходил день казачьей семьи. Семья собирается обедать, а мы с вами отправляемся на ярмарку.