Анна Захарова
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Конституция Российской Федерации гласит:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Публикация «Проект „Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья“» размещена в разделах
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Проекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ», можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
Поволжье является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. Дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе. Дети должны иметь представления о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Цель проекта : способствовать накоплению знаний о традициях и культуре народов Поволжья.
Задачи:
• Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва);
•Формировать представления о духовной культуре : фольклор, обычаи, народные праздники, игры;
•Обогащать представления о материальной культуре : предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты;
•Формирование у детей толерантное, доброжелательное отношение к представителям других национальностей;
•Освоить народные игры Поволжья;
•Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья;
•Активизировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме.
Основные направления работы:
Работа с родителями.
Диагностика.
Мероприятия:
•Анкета (Ноябрь 1неделя)
•Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям» (Ноябрь 2 неделя);
•Поиск информационного материала, используя энциклопедии, интернет, библиотеки (Ноябрь 3 неделя – декабрь 1 неделя);
•Семинар «Диво – дивное, чудо – чудное. Приобщение ребенка к истокам родной культуры» (Декабрь 2 неделя);
•Участвуют в мастер-классах по изготовлению национальной куклы (Декабрь 3 неделя);
•Участвуют в досугах (Январь 3 неделя);
•Экскурсия «В музей вместе с ребенком» (Январь 4 неделя);
•Папка – передвижка о празднике Старого Нового года «Обряды вчера и сегодня» (Январь 3 неделя);
•Конкурс творческих семейных работ на тему «Богатство наций» (Февраль 1 неделя);
•Папка – передвижка «Обряды и обычаи в праздник Масленицы» (Февраль 2 неделя);
•Создают фото-газету (Март 2 неделя);
•Участвуют в досугах (Март 1 неделя);
Работа с детьми.
1. Беседа о народах Поволжья;
2. НОД «Какие народы живут в России»?
3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.
4. Ознакомление со сказками народов Поволжья.
5. Экскурсия в школьный краеведческий музей.
6. Знакомство с народными промыслами – занятия по изодеятельности.
7. Оформление национального уголка в группе.
8. Национальные праздники (мини-фестиваль).
9. Конкурсы детского творчества «Мы рисуем сказку».
10. Мир национального орнамента.
11. Разучивание стихов, песен, закличек.
12. Знакомство с подвижными играми народов Поволжья.
13. Традиционное чаепитие.
14. Спортивно – фольклорный праздник «Зимние забавы».
15. Оформление стенгазеты «Национальные костюмы народов Поволжья.
Принципы, лежащие в основе педагогического проекта :
•систематичность;
•наглядность;
•учет возрастных особенностей.
Партнеры педагогического проекта :
•школьный музей;
•родители;
•библиотека.
•Средства диагностики.
•Анкетирование родителей.
Анкета.
1. Что такое народные традиции? Что можно к ним отнести?
2. Актуально ли в наше время тема «Знакомство с традициями и культурой народов Поволжья»?
3. Какие народные праздники, обряды, обычаи, игры Вы знаете?
4. Какие существуют традиции в Вашей семье?
5. Как Вы приобщаете своего ребенка к народной культуре?
6. Обучаете ли Вы своего ребенка родному языку?
7. Есть ли в Вашей семейной библиотеке художественные произведения, энциклопедии о культуре и традициях народов Поволжья?
8. Читаете ли Вы детям сказки народов разных национальностей?
9. Играете ли Вы дома в народные игры?
10. Ваши предложения по организации работы с детьми в детском саду.
•Круглый стол с родителями.
•Беседы с детьми.
•Наблюдение.
•Игра.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Оформление фотоальбома.
Оформление виртуальной экскурсии в музей.
Национальный театр.
Список использованных источников:
•Примерная комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
•Программа О. Л. Князевой, И. М. Маханевой «Приобщение детей к стокам народной культуры».
•Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» О. В. Дыбина – Ульяновск Издатель Качалин А. В. 2014, 210 стр.
•Конституция Российской Федерации.
•«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».