Ирина Боброва
Консультация по приобщению дошкольников к народным традициям «Куклы из бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает развитие у детей представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.
Одним из направлений работы нашего детского сада является формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста, посредством знакомства с традициями народной культуры.
Публикация «Консультация по приобщению дошкольников к народным традициям „Куклы из бабушкиного сундучка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка. Консультации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народная культура – собирательное понятие, которое включает культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Одной из составляющих особенности воспитания в народной культуре является использование народных игрушек, среди которых главное место занимает кукла. Народная кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни. Еще до рождения ребенка мать делала кукол. Сворачивала тряпочку и клала в колыбельку, чтобы она «оберегала» ее для будущего малыша. А когда появлялся малыш, куклу-оберег вешали над кроваткой, верили в то, что она охраняет сон ребенка. В старину куклам не рисовали лицо. Безликой кукла оставалась долгое время. Считалось, что изображение черт лица может оживить куклу и тем самым сделать ее опасной для человека. Позднее об этом забыли и куклам стали рисовать, вышивать, глаза, нос и рот. С куклой были связаны многочисленные магические обряды, праздники – встреча Масленицы, Коляды, Кузьминки и другие.
Известно, что окружающая детей развивающая предметно-пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. С целью повышения интереса детей к народной кукле, развития познавательной мотивации, игровых навыков в нашей группе создан мини- музей «Куклы своими руками».
Немаловажным условием в приобщении детей к народной культуре посредством создания народной куклы является сопровождение манипуляций с куклой-оберегом в игровой деятельности художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами. Мы отметили, что детям очень нравятся подобные игры с куклами.
Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается моторика рук. Общение детей с народными куклами реализуется в свободной игре с ними.
Особое внимание нами уделяется укреплению связей с родителями. С этой целью использовались как традиционные формы работы : консультация («Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми», так и нетрадиционные : привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-класс («Куклы наших бабушек», «Народная кукла своими руками»).
Таким образом, организация взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса позволила создать оптимальные условия для знакомства детей с народной культурой посредством народной куклы.