Галина Игнатова
Проект «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение дошкольников к русской национальной культуре»
Творческое название проекта :
«Восстановление связи времен и утраченных человеческих ценностей»
Автор: Игнатова Г. И.
«У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, и каждый народ должен питать собственные свои силы, чтобы вырастало сердце русского человека своими лучшими качествами, достоинством, теплотой, добродушием, глубиной чувств, задушевностью в отношениях, силой и стойкостью русского характера, мудростью народной, полному уважения и любви к своему народу, Отечеству».
Публикация «Проект „Приобщение дошкольников к русской национальной культуре“» размещена в разделах
К. Д. Ушинский
Участники проекта : дети 5-7 лет, воспитатели, родители, муз. руководитель.
Основной вопрос проекта :
«Формирование и развитие личности ребенка на национальной основе»
Проблемные вопросы:
-Как жили русские люди?
-Как отдыхали и работали?
-Как они соблюдали обычаи?
-Чем украшали свой быт?
-Какие праздники отмечали?
-Что передавали своим детям, внукам и правнукам?
-Как сохранить русские игры, обычаи и традиции русского народа?
Учебные предметы:
Знакомство
-с русским фольклором;
-с русской литературой;
-с русским языком;
-с родной природой;
-с русским искусством;
-с народным творчеством;
-с народными играми.
Гипотеза
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Цель:
Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи:
-пробудить интерес к истории и культуре России;
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
-способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
-показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
-знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
-сформировать чувство национального достоинства;
-оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
Ожидаемые результаты:
-пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
-формирование чувств национального достоинства;
-расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей;
-широкое использование всех видов фольклора;
-объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Направления работы по приобщению детей к русской национальной культуре :
-создание атмосферы национального быта;
-широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.);
-знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;
-знакомство с народным искусством;
-знакомство с русскими народными играми;
-знакомство с историей Руси, Москвы, родного края.
Этапы и сроки проведения проекта.
№ Этапы и сроки Содержание деятельности Результат
1 Организационно-подготовительный (сентябрь) -обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; -определение цели и задач проекта;
-подбор литературы, пособий, атрибутов;
-обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;
-составление тематического планирования мероприятий;
-создание уголка прикладного искусства и «Русской избы»
Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.
2 Аналитический (октябрь-ноябрь) Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Работа педагогического коллектива в режиме инновационной деятельности.
3 Заключительный (декабрь) -обобщение результатов работы;
-анализ деятельности;
-презентация.
Удовлетворенность всех участников результатами.
Тематическое планирование
Занятия:
-Древняя Русь. Москва. Кремль.
-Красная площадь.
-Знакомство с родным краем.
-Одежда русского крестьянина.
-Быт и основные занятия тамбовских крестьян.
-Знакомство с русской кухней.
-Знакомство с декоративно-прикладным искусством.
Праздники и развлечения:
- «Покров»
- «Русская ярмарка»
- «В гостях у осени»
- Фольклорный праздник
- Посиделки «Веселье и труд рядом живут» (с участием детей и родителей).
Работа с родителями:
-Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
-День открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов).
-Консультации.
Результативность.
-у детей появился интерес к изучению русской народной культуры;
-сформировался необходимый минимум исторических знаний;
-сформировались чувства национального достоинства;
-пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве России;
-расширились знания о традициях русского народа;
-возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга;
-повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры своего народа.
Вывод:
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Информационные ресурсы:
-«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой.
-ТОИПКРО «Возрождение русских национальных традиций». Тамбов, 2001г.
-ТОИПКРО «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре». Тамбов, 2003г.