Наталья Петрова
Приобщение дошкольников к традициям и культуре мордовского народа как часть патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение дошкольников к традициям и культуре мордовского народа как часть патриотического воспитания».
Автор: Петрова Наталья Викторовна,
«Центр развития ребенка – детский сад №6
Публикация «Приобщение дошкольников к традициям и культуре мордовского народа как часть патриотического воспитания» размещена в разделах
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – одно из главных направлений содержания образовательного процесса. Национально-региональный компонент, выделенный ФГОС ДО, предполагает приобщение детей к истокам национальной культуры, к народным традициям в доступных формах и видах деятельности.
Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуре и духовных традициях ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности ребенка, воспитание гражданина, способного стать представителем и носителем культуры малой Родины и ее продолжателем.
Большое внимание мы уделяем созданию образовательной среды, отражающей национальную культуру мордовского народа.
Мы стремимся к тому, чтобы окружающие ребенка предметы, оказывали влияние на личностное развитие каждого ребенка: развивали любознательность, познавательную активность, интерес к новому, желание пробовать, творить, создавать, а также воспитывать любовь к прекрасному.
В нашей группе организован уголок национальной культуры, в содержание которого входят: куклы в эрзянских и мокшанских костюмах, предметы одежды с элементами мордовской вышивки, деревянные игрушки мастеров Подлесной Тавлы, глиняные изделия, репродукции картин мордовских художников и многое другое.
В детском саду организована работа мини-музея, который с удовольствием посещают ребята всех возрастных групп. Даже малышам интересно посмотреть потрогать экспонаты, вылепить из глины свою игрушку, узнать о том, как жили мордва в старину, какую одежду носили, какие песни пели, во что верили.
На протяжении нескольких лет мы работаем в тесном контакте с Мордовским Республиканским музеем изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи. У наших ребят была уникальная возможность посещать педагогически мероприятия в музее.
В Абонемент «Музей для самых маленьких» входили занятия для детей дошкольного возраста, такие как: «Путешествие по храму, где живут музы» (Знакомство с музеем. Экскурсия); «Удивительные истории о карандашах, красках и глине» (Рассказ о художественных материалах и инструментах. Утренник); «Чародей резца» (Знакомство с жизнью и творчеством С. Д. Эрьзи. Игровая экскурсия); Забавы деревенской улицы (Знакомство с жизнью и творчеством Ф. В. Сычкова. Игровая экскурсия); Родные картинки (Знакомство с творчеством А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского. Игровая экскурсия); Сказка о благородном художнике (Знакомство с жизнью и творчеством И. К. Макарова. Игровая экскурсия); Мы идем на ярмарку. (Знакомство с мордовским народным искусством и народными промыслами России. Игровая экскурсия) и др.
В работе по приобщению детей к истокам мордовской народной культуры большое место отводится фольклору (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки, потешки и т. д.). В мордовском фольклоре они чудесным образом сочетаются.
В устном народном творчестве отражены черты характера мордовского народа, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, справедливости, красоте, правде, верности.
Бережно хранит мордовский народ свою музыкальную культуру, свои песни и наигрыши, народные инструменты. На музыкальных занятиях, в досуговой деятельности ребята знакомятся с народными обрядовыми песнями, колыбельными и праздничными.
Большой интерес у детей вызывают национальные народные музыкальные инструменты (нюди, пайгоня, шавома). Наши предки верили в магическую целительную силу звука. Их звучание необычно, мелодии завораживают.
С удивлением дети узнают, что некоторые предметы домашнего обихода древней мордвы (рубе ль, пила) использовались также в качестве музыкальных инструментов.
Трудно переоценить и воспитательное значение народных игр. Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых национальных игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни («Руцяняса», «Раю – раю», «Кирькссэ»). Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям других национальностей. Немаловажное значение имеют игры с пением. Они легко входят в детский быт и предоставляют простор для коллективного творчества.
Приобщение детей к национальным традициям и мордовской народной культуре, способствует разностороннему воспитанию личности ребенка и обеспечивает потребности коммуникативного, познавательного, творческого характера, помогает ему воспринимать мир во всем многообразии, понимать мир человеческих отношений.