Мария Романова
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача.
Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека, также она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, развивает речь, творческие способности, прививает любовь к семье, к Родине, к природе. Следует помнить, что художественная литература является основным источником всестороннего развития и воспитания ребёнка. Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребёнку просто так не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе» размещена в разделах
Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребёнком. Особенно это важно донести до современных родителей, которые чаще предпочитают просмотр телепередач и компьютер.
Как мы знаем, дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом : отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения, понимают суть конкретного поступка литературного героя, восхищаются описанием природы. Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно обьемен и разнообразен: он включает в себя песенки, считалки, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, русские народные, волшебные и авторские сказки, рассказы о детях, их поступках и переживаниях, произведения о взаимоотношениях в мире людей и животных, юмористические рассказы и стихи для заучивания и чтения, рекомендованные дошкольной программой.
Особому вниманию уделяется обучению детей рассказыванию : пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине, картинкам с последовательно развивающимся действием.
Также педагогу необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются специальные дидактические игры и упражнения.
Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них. Отвечая на вопросы, дети должны давать развернутые ответы, это также способствует закреплению материала.
Работу по ознакомлению с произведениями художественной литературы нужно начинать с повторения, чтобы дети не забывали пройденный материал. В конце каждого месяца целесообразно проводить литературные викторины, в старшей группе они уже могут быть тематическими.
Хотелось бы отметить еще одну методику приобщения детей к художественной литературе - это пальчиковый театр.
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Он - стимулирует развитие мелкой моторики;
- развивает воображение, память, мышление и внимание;
- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
- формирует творческие способности и артистические умения;
Так же пальчиковый кукольный театр развивают у ребенка любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию усидчивости, расширению кругозора.
К этому добавляется так же то, что если хочешь участвовать в спектакле, необходимо, как минимум прочитать сказку.
Поэтому художественная литература имеет огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
В заключении хотелось бы сказать, что отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.