Ирина Кокорина
Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством игровых методов
Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, мультипликационных фильмов, компьютерные игры. Как результат, дети не интересуются книгами. Только книга дает возможность домыслить, "дофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Необходимо целенаправленно, комплексно и системно заниматься вопросами приобщения дошкольников к художественной литературе. При этом, чем раньше начать работу в данном направлении тем качественнее будет результат.
Публикация «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством игровых методов» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
В соответствии с ФГОС одним из направлений развития детей является приобщение к художественной литературе, цель этого направления состоит в том, чтобы развивать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь, желание и умение слушать художественные произведения.
В нашей группе реализуется долгосрочный проект «Говорушки».
Его цель – Развитие речи у детей раннего возраста посредством русской народной сказки и через малые жанры фолклора.
Исходя из этих целей мы поставили перед собой задачи:
• Развивать речь, преобразование окружающего пространства; детское творчество в изобразительной, музыкальной, речевой и театральной деятельности.
• Вызвать интерес к устному народному творчеству, книге с использованием различных методов и приемов.
• Воспитание эмоционального и осознанного отношения к словесному искусству, умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях.
И, чтобы реализовать задачи мы работатаем по 3 направлениям:
Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания развивающей предметно-пространственной среды – это первое, самое главное для проведения качественной работы.
1. В нашей группе мы оформили – «Книжный уголок» он привлекает интерес и внимание детей. Мы учим детей обращаться с книгами.
Мы вам хотим представить наш книжный уголок
Он не низок, не высок
Не просто полочка, где собраны все книги
Картинки есть, портреты, даже игры!
Наш книжный чудо-уголок, обновляется в определенный срок… произведеньями
Что так детьми любимы
И так по возрасту необходимы
Стихи Чуковского, Барто и Михалкова
Сказки Ушинского, Булатова, Толстого
И про театр книжка нам расскажет
Сказку в масках мы без стеснения покажем
Жить с театром интересно
Он весьма для нас полезный!
На наших полочках порядок соблюдаем
Любовь к литературе и театру прививаем!
Постоянный книжный фонд центра составляют программные произведения разного жанра (сказки, стихи, рассказы, потешки, песенки) рекомендуемые для свободного чтения, любимые книги детей, есть книжки раскраски, книжки самоделки, Уединившись, дети самостоятельно рассматривают книги, тематические иллюстрации, исследуют, раскрашивают раскраски. Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную активность детей, развивает их кругозор умением ориентироваться в книжном материале.
2. Вызвать интерес к устному народному творчеству, книге, театру мы используем различные методы и приемы :
Знакомим детей с авторскими книгами по произведениям К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Барто В уголке находятся портреты этих авторов, чтобы дети имели представление что эту тетю зовут Агния, и это она написала стихотворение «Наша Таня».
Приобщая детей :
- к художественной литературе мы используем выразительное чтение, опираясь на наглядный материал.
- к книге формируем бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листы). Привлекаем детей к оказанию «больным» книгам своевременной «скорой помощи». Подбираем для этого необходимый материал. Работая совместно с нами, дети приучаются любить книгу, беречь ее.
Для плодотворной работы по приобщению детей к книге одних книг недостаточно. Поэтому мы широко используем в работе дидактические игры. Например, «Мой любимые сказки», «Картинки половинки» в игре мы закрепляем название сказки; «Пазлы по сказкам», в этой игре мы не только вспоминаем содержание сказок, но так, же развиваем моторику рук и логическое мышление; Дети с удовольствием разглядывают и играют в них, могут по просьбе принести ту или иную игру.
Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников это игра, поэтому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» это проиграть её.
- театрализованные игры, что, несомненно, приближают наших малышей к пониманию чувств, эмоций и мотивов персонажа, поможет им воспринимать художественное произведение целиком. Формируем умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции в играх «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Коза рогатая», «Здраствуйте ладошки», по стихам А. Барто т. д
- театральная деятельность пробуждает в детях желание, познакомиться с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку. Всё, что проживут и прочувствуют дети останется в их сердцах и умах надолго, т. к. театр является неисчерпаемым источником развития речи, чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка.
Мы показываем детям сказки, используя различные виды театров: настольный театр «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Колобок». «Теремок», «Заюшкина избушка». Пальчиковый театр «Колобок, «Репка». Хорошо используется Би-бо-бо, театр на магнитах, имеется большое разнообразие масок для театрализации. Показывая сказки, ребятишки внимательно слушают и сами проговаривают слово, или показывают жестами действия персонажей. Наши Дети очень любят смотреть и играть в театр. Так же в нашей группе находится уголок «Ряженья» и все необходимое для сюжетно-отобразительных игр. (больничка, дом, шоферы)
3. Одной из сторон деятельности воспитателя, является взаимодействие с родителями. Ведь от сотрудничества зависит и успешность детей и психологический климат в группе. Основная цель работы с родителями по данному направлению это помочь им осознать ценность чтения книг детям. На родительском собрании мы познакомили родителей с проектом, с формами сотрудничества. Родители откликнулись, приняли участие в пополнении книжного уголка: детскими книгами; дидактическими играми «репка», «теремок», книжками-малышками. С нашей стороны для родителей по плану размещаются консультации, папки передвижки, буклеты. Как в печатном варианте так и на групповой страничке и чате ват сап.
Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
И хочется закончить словами Народного художника России Льва Токмакова: «Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книжка!».
Спасибо за внимание!