Юлия Белова
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к праздничной культуре русского народа как основа эстетического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
«Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется чувством изящного, пусть народная поэзия действует на них как музыка». В. Г. Белинский.
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Публикация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к праздничной культуре русского народа как основа эстетического восприятия» размещена в разделах
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ : «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, художественное творчество, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Значение приобщения детей младшего возраста к истокам народной культуры :
-формирование положительного отношения к окружающему миру;
-формирование положительных эмоций;
-развитие речи, обогащение словаря, внимания, мышления;
-формирование эстетических представлений;
-развитие первоначальных представлений о добре - зле, хорошо - плохо.
Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Важное место в воспитании дошкольников занимают народные праздники. Именно они объединяют в себе почти все элементы народной культуры : песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность и др. они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами.
В древности у всех народов существовали очень серьезно продуманные системы праздников. Засуха, ураганы, сильные морозы, гроза – все это, как казалось людям, Солнце или Луна насылают на них, чтобы наказать за какие-нибудь провинности. Поэтому человек просил у природы прощения, благодарил ее за благополучие своей семьи, за хороший урожай, удачную охоту, здоровый скот. Так дети благодарят родителей и боятся их рассердить. Не случайно в русском языке бытуют такие обращения «Земля – матушка», «Дождик – батюшка», «Ясный Месяц – братец» и др.
А как можно благодарить природу? Конечно песней, игрой, веселым праздником! И рождались благодарственные, шуточные и печальные песни, гадания и обряды в честь «небесных родителей». Праздники, как говорили в народе, составляют годовой праздничный круг. В настоящее время в него входит очень много праздников : праздники религиозные, связанные с жизнью Иисуса Христа, Божьей Матери, святых и великомучеников. Среди них на первом месте стоит праздник – Пасха. Наряду с православными, на Руси сохранились и многие языческие праздники : Масленица, Семик, Иванов день и др. в праздничный круг вошли и современные праздники, ставшие народными : День Победы, День Города.
В нашем дошкольном учреждении праздничный круг начинается с сентября, когда дети возвращаются в детский сад после лета. С Нового года, открывается новый календарный год, с марта – начало весны и сельскохозяйственных работ. Название праздника не имеет особого значения для включения в систему народных культурных традиций, ибо праздничный круг все равно будет замкнут, если провести хотя бы по 1-2 праздника в каждый праздничный период : весенний, летний и осеннее-зимний.
Таким образом, природно-географический фактор с местными культурными традициями является одним из важнейших условий формирования и развития самобытных традиций народных праздников.