Фатима Схатум
Приобщение детей к народной культуре Адыгов (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
I. Введение. Понятие и сущность народной культуры Адыгов.
Я знаю, Адыгея так мала,
На пёстрой карте, возле гор Кавказских,
Вот вся она под кончиком указки –
Земля, что целым миром мне была:
Карабкались по склонам облака,
Трава на горных пастбищах качалась,
О скалы билась бурная река,
Текла издалека и не кончалась.
И. Машбаш
Публикация «Приобщение детей к народной культуре Адыгов (из опыта работы)» размещена в разделах
Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который вошел в истории мира, как самый свободолюбивый, гордый, отважный народ. Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило адыгов, о чем рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.
Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует завтра будущего гражданина. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу показать, объяснить, научить, проверить, и тогда, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, ибо воспитание осуществляется не от случая к случаю, не тогда - когда этого требует та, или иная ситуация, а целенаправленно постоянно.
Ребенок невидимыми нитями истории связан с нашими далекими предками. С их традициями и культурой, мышлением. Живя в настоящем, он держит в руках эти невидимые нити. Ребенок – и никто другой – свяжет их с нитями будущего. Только приобщаясь через взрослых к достижениям материальной и духовной культуры, к формам сознания выработанным человечеством, ребенок становится человеком
В группах созданы благоприятные условия для полноценного пребывания ребенка, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовке ребенка к жизни в современном обществе.
Такие праздники оказывают благотворное влияние на развитие любознательности детей. Именно от нас, будет зависеть, будут ли наши дети тянуться, поддерживать, уважать и развивать традиции нашего народа.
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом – гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры – словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Как же, какими средствами мы, воспитатели, можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.
И вот именно знакомство с традициями, обычаями адыгского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре адыгского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми адыгской культуры, народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство— это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры
Теоретическая база опыта основана на исследованиях, выдающихся ученых филологов, историков прошлого века: А. Н Афанасьева, И. М. Снигерева
Проводя первичную диагностику с вновь прибывшими детьми постоянно выявляю, что все дети далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы. Такие результаты объясняются следующими причинами:
- неправильный подход к организации игровой деятельности детей;
- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;
- изменение современного социокультурного пространства;
Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами адыгской народной культуры. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.
Технология опыта.
Цель: познакомить и приобщить детей к адыгскому народному творчеству,
через использование фольклора.
Задачи:
1. Создать условий в группе для приобщения детей к фольклору.
2. Познакомить с произведениями адыгского фольклора с использованием наглядного материала.
3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам адыгской народной культуры.
4. Формировать у детей любовь к красоте художественного слова. В работе использую следующие методы:
- наглядный метод;
-словесный метод;
-игровой метод (игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
II. Основные направления работы :
1. Создание условий. В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с адыгскими народными сказками, играми и загадками.
2. Приобщение детей к истокам адыгской народной культуры. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки – форма словесного народного творчества. Детям я предлагала такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками использовала фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка. Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т. к. перед глазами находятся загадываемые предметы.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи. Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, в народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: орнамент, бурка, папаха и. т. д.
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества.
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам адыгской народной культуры считаю различные досуги и развлечения. Народным песням, и играми. Для решения всех поставленных задач детей мною подобрана и составлена картотека игр. Адыгские народные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.
3. Взаимодействие с родителями.
Особое внимание уделяла укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Я провела консультации для родителей: «Адыгские народные игры», «Роль игры – драматизации в развитии ребенка». Все необходимые рекомендации размещаю в «уголке для родителей». За последний год подготовила для родителей: рекомендации по знакомству с малыми фольклорными формами, советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; познакомила с картотекой адыгских народных игр. На родительских собраниях семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома, раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен, привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к адыгским народным сказкам, привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.). Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду. Участвуя в методической работе в ДОУ проводила консультации с педагогами по развитию интереса к традициям адыгского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи адыгской народной культуры.
В ходе работы в данном направлении мною были выбраны приоритеты :
1 .Необходимость широкого использования всех видов фольклора (песенки, считалки, заклички, запевки, хороводы и др). В адыгском фольклоре сочетаются: слово, музыкальный ритм, напевность; в нём сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
2. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, творчество должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть адыгского народа.
Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе адыгского народного фольклора, как средства приобщения дошкольников к истокам народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно- патриотических и духовно-нравственных качеств.
Если знакомить детей, начиная с младшего дошкольного возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Адыгеи будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами. В дальнейшей своей работе буду активно использовать все виды и формы детского фольклора: адыгские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (День адыгского костюма, День адыгского флага, День Адыгеи.
Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре посредствам праздников в ДОУ созданы определенные условия:
Многофункциональный уголок в группах ДОУ «.
Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.
Организация экскурсий, посещение музеев.
Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.
Произведения декоративно – прикладного искусства, и предметы народного быта.
Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.
III. Актуальность.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
По утверждению А. И. Арнольдова, Н. П. Денисюка, Л. А. Ибрагимовой, А. И. Лазарева, В. М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Теоретическая
база
Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия «традиционная народная культура». Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, нами не было найдено ни одного определения, которое давало бы толкование понятию «традиционная народная культура».
Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры адыгского народа – его обычаи и праздники, а также обряды и таинства.
Новизна опыта.
Формирование национального самосознания, самоидентичности;
Развитие творческих способностей;
Формирование у детей представлений о многообразии народных культур и положительное отношение к ним;
Создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа;
Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность.
Ведущая идея опыта - приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре посредствам народных праздников.
Адресная направленность.
Опыт адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.
Трудоемкость.
Изучение теоретических основ традиционной народной культуры;
создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом;
разработка занятий, сценариев, создание картотеки народных игр;
использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями;
разработка анкет, диагностических карт для выявления готовности родителей к сотрудничеству с дошкольным учреждением.
IV. Технологии.
«Диагностика»
Диагностика позволила автору определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для ознакомления и приобщения детей к традиционной народной культуре.
Для этого были выделены несколько структурных компонентов, целью которых явилось:
Определить уровень сформированности представлений детей о народных праздниках;
Выявление интереса к культуре и традициям своего народа;
Наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев.
1. Методы проведения диагностики детей :
- наблюдение за детьми;
- индивидуальные беседы;
- тематические занятия, беседы, занятия-путешествия, занятия-викторины;
- игровые тестовые задания, дидактические игры;
- вопросы поискового характера;
- игровая деятельность (подвижные игры, игры-забавы, игры нашего двора и т. д.);
- рассматривание иллюстраций, фотографий, картин народных праздников;
- чтения художественных произведений (сказки, потешки, загадки, заклички и др.);
2. Методы проведения диагностики родителей:
- беседы с родителями
- анкетирование
- круглый стол
- мастер – классы
- родительские собрания
Результатами проведенной работы являются :
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
Умеют играть в адыгские народные подвижные игры. Используя считалки.
Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, читают стихи).
Знание истории народного костюма, головных уборов.
Используют атрибуты адыгской народной культуры в самостоятельной деятельности.
Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.