Барабанова Наталья
Консультация для педагогов «Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. В быту, на телеэкранах, в музыке – много всего иностранного, чужеземного.
Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знаем наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции очень поверхностно.
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Поэтому, в наше время особенно актуальна задача приобщения детей к русской народной культуре. Именно родная культура должна лежать в основе духовной личности человека. В народе говорится : «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.
Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. Необходимо обратиться к истокам русской народной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которая раскрывает истоки духовной жизни русского народа.
Народное искусство – это коллективное художественное творчество народа (словесно-поэтическое, музыкальное, изобразительное). Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, народную мудрость и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Многое в русской народной культуре создавалось специально для детей. Она окружала ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательным спутником раннего детства являются сказки: про курочку Рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры – «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Горелки».
Народное искусство увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво.
Особая область народной поэзии – детский фольклор. Произведения детского народного творчества глубоко проникают в психику ребенка (выходит тревожность, страх, угнетенное состояние – появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости, тонко учитывают особенности детского восприятия, в них отсутствуют навязчивые поучения.
Сказки содержат в себе духовные и нравственные уроки, народную мудрость. Доступны детскому восприятию и многие русские народные песни, былины, пословицы. Народное искусство раскрывает перед детьми самые существенные связи и закономерности жизни.
Детям, начинающим осваивать мир, приобретать опыт, как раз наиболее важно и доступно познание этих общих связей и закономерностей. Именно фольклор дает детям самые главные и простые понятия о жизни, о людях: отношение к природе, к труду, к окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Слушая сказку, ребенок получает представление о добре и зле.
Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов.
Русский танец, русская песня, русская музыка должны стать частичкой жизни ребенка.
Русское народное искусство, во всех его проявлениях, помогает нам заглянуть в себя, понять – кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Поэтому необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях, положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
И обязательно привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, через проведение народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, традициями и т. д.