Юлия Полунина
Приобщение детей к русской народной культуре. Конспект музыкального занятия в логопедической группе «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к русской народной культуре.
Конспект открытого занятия в смешанной логопедической группе (5 – 7 лет).
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ».
Публикация «Приобщение детей к русской народной культуре, Конспект музыкального занятия в логопедической группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Цель: Приобщение к духовным ценностям через знакомство с народной культурой, в частности с культурой родного края.
Задачи: Учить и исполнять русские народные песни «Во поле берёза стояла», «Во кузнице», народные игры «Заинька», «В короли», песню «Наследники России», движения русского народного танца, освоить различные приёмы игры на ложках; развивать чувство ритма, активность в совместной деятельности детей, внимание; формировать представления о жизни предков, прививать чувства любви и уважения к культуре своего народа, к человеческому труду.
Атрибуты, оборудование: Ложки деревянные, бубен, трещотка, металлофон, свистулька «Зайчик», магнитная доска, иллюстрации. Зал оформлен с элементами народной культуры.
Предварительная работа: знакомство с музыкальным материалом.
Ход занятия:
Дети заходят в зал змейкой друг за другом под музыку «Во поле берёза стояла» .
После выстраиваются в линию, делают поклон.
Музыкальное приветствие. (сели на места)
- Ребята, мы зашли сегодня в зал под музыку песни «Во поле берёза стояла». А кто написал эту песню? (Ответы детей - НАРОД)
- А какой народ? (Ответы - Русский)
- А мы с вами какой народ? (русский)
- Значит речь идёт про наш народ?
- А как называют старинные известные песни, авторов которых и не помнят?
(ответы – РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ)
- Но эту песню знали ещё наши прабабушки, прадедушки. А они тоже были русские? (ответы)
- А что же мы ещё знаем о наших предках? А чем отличалась жизнь тогда? (не было машин и телефонов – ещё не придумали).
- А хотите узнать, как жили наши предки? (Да)
- Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в прошлое. Посмотрите, в нашем зале есть уголок со старинными предметами. (Самовар, вышитые полотенца и дорожки, игрушки, ложки, пример посуды) А ещё что сегодня надели девочки. (Сарафаны – это старинная одежда)
- Так как жили наши предки? Строили красивые дома, делали посуду из глины и дерева, плели лапти и корзины, сами шили, вышивали, делали разные игрушки и предметы из кожи, железа, дерева. (Желательно сопровождать показом иллюстраций.) Много трудились, выращивали хлеб, как и сейчас. Потому любили свою землю, берегли и защищали от врагов.
- Как в старинных пословицах говорится об этом?
Дети: 1. Родина любимая – что мать родимая.
2. Если дружба велика – будет родина крепка.
3. Жить – родине служить.
А в одном стихотворении поэт любуется красотой родной природы и называет нашу родину ласково – «Ромашковая Русь».
Давайте послушаем это стихотворение. (Дети читают.)
Так давайте тоже любить свой край, свою Родину всем сердцем, ведь мы её наследники.
Исполнение песни «НАСЛЕДНИКИ РОССИИ».
- Ребята, а какие люди лучше всего знали природу, потому что работали на земле, сеяли, выращивали хлеб. (ответы детей - КРЕСТЬЯНЕ) И мы с вами знаем, что в крестьянских семьях было много детей.
- Расскажем потешку «Как у деда Ермолая».
Потешка «Как у деда Ермолая»
- А в большой семье все должны трудиться – кто в доме, кто в поле. А в кузнице кто трудился? (ответы)
А что делали кузнецы? (ответы детей)
А чтоб легче работалось, пели. И мы сейчас споём кусочек такой песни.
- Кто сегодня хочет изображать кузнецов?
Дети поют 2 куплета песни «Во кузнице» с использованием металлофона.
(Спросить остальных детей, понравились ли им кузнецы)
- Да, трудолюбивый русский народ. И пословицы о том говорят.
Дети произносят пословицы о труде.
- А ленивых не любили в народе, высмеивали: Не колода, не пень, а лежит весь день.
- Ну что ж делу время, а потехе час, как говорит пословица. Поработали - не грех и поплясать. Встанем в круг, да попробуем себя в танце.
Повторение и разучивание движений: раскрытие рук, …
ковырялочка ( с приговоркой: ….
Две девочки отходят в сторону за ложками и заходят в центр круга.
1-ая Девочка: Эх, топну ногой, да притопну ножками.
Развесёлый у нас будет танец с ложками!
2-ая девочка приносит ложки и раздаёт.
Раздать ложки.
- А теперь будьте внимательны. Давайте потренируемся чуть-чуть. (1-2-3 справа, 1-2-3 - слева). А теперь под русскую народную песню.
«Ах, вы сени» (Ложки, трещётка, бубен).
- Вот такая была и есть русская народная забава – играть на ложках. Вы, конечно, знаете и другие русские народные инструменты.
(Показать иллюстрации ливенской гармошки, свирель, балалайку.)
Затем показать свистульку.
- Что это? (ответы детей - СВИСТУЛЬКА)
- Да необычная – не птичка, не лошадка, а кто? (ЗАЙКА)
- А поиграем в «ЗАИНЬКУ».
ИГРА «ЗАИНЬКА»
- А «В короли» мы ещё сегодня не играли?
ИГРА «В КОРОЛИ». (После игры всем сесть на места)
- Понравилось вам путешествие в прошлое? Что понравилось больше всего?
Ответы детей.
Мы сегодня играли в старинные игры и пели старинные песни. Вот какая у них жизнь долгая, а даст Бог, будет ещё дольше, как и у народа нашего.
- Попрощаемся с гостями и пойдём в группу.
Музыкальное прощание.
Выход змейкой под песню «Во поле берёза стояла».