Ольга Николаевна Буйлина
«Приобщение детей к истокам русской народной культуре» (из опыта работы)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Белогорск «Школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов»
Доклад
(из опыта работы)
«Приобщение детей к истокам русской народной культуре»
Публикация «„Приобщение детей к истокам русской народной культуре“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Русское устное народное творчество не перестает удивлять и восхищать своим глубоким содержанием и совершенной формой. Его использование в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
В своей педагогической деятельности я широко применяю малые формы фольклора с младшими дошкольниками. Особую значимость фольклор представляет в первые дни пребывания малыша в детском саду. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому и маме, не способен общаться с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. Правильно подобранные потешки, пестушки помогают установить первоначальный контакт воспитателя с малышом, погасить в ребенке отрицательные эмоции, отвлечься и успокоится.
Пестушки удовлетворяют потребности ребенка в тактильных ощущениях, ведь почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, обнимают - это язык эмоционального общения.
В свою очередь потешки, построенные на различных движениях- раскачивание на руке, подбрасывание на коленях, загибание пальчиков- развивают двигательные навыки, вестибулярный аппарат, мышление и речь ребенка. Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять разные жесты и движения, ведь в ней слово неразрывно связано с жестом. Звучность, напевность и ритмичность потешек вызывает у детей желание запоминать их, повторять, что в свою очередь способствует развтию разговорной речи.
Большую роль малые формы народного поэтического творчества играют в организации режимных моментов - одевании, умывании, расчесывании, во время еды. Целенаправленное и систематическое использование потешек создает необходимые основы для овладения данными видами деятельности. Дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки обслуживания и гигиены.
Кроме того, использование фольклора в ходе НОД помогает детям овладеть такими видами деятельности, как рисование, лепка, конструирование, физическое и музыкальное развитие.
Результатом использования фольклора является то,что расширяется кругозор детей, увеличивается словарный запас, легче проходит адаптационный период. Регулярное использование потешек позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, приобщить его к общечеловеческим ценностям. Через устное народное творчество дети не только овладевают родным языком, но и приобщаются к культуре своего народа, получают первое представление о ней.