алексеева венера
Приобщение детей к народной культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к народной культуре в ДОУ
Актуальной проблемой современного образования детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства, музыки и народного фольклора. В дошкольном детстве сравнительно легко происходит усвоение нравственных и социальных норм, и приобщение детей к народной культуре.
Публикация «Приобщение детей к народной культуре в ДОУ» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность проектируется на основе культурологического подхода, предполагающий учет закономерностей социокультурного развития человека и позволяющий принимать во внимание все условия места и времени, в которых родился и живет человек, специфику его ближайшего окружения и исторического прошлого, основные ценностные ориентации представителей своего народа, этноса. Народное искусство учит видеть и понимать прекрасное — эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте.
Проблема воспитания детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества были предметом научного исследования в разные годы существования дошкольной педагогики. Роль народного творчества в воспитании дошкольников рассматривалась в разных аспектах: в личностном и речевом с одной стороны, с другой стороны, народное искусство влияет на декоративно-прикладную деятельность — доступную и притягательную для детей дошкольного возраста.
Народное искусство возможно использовать в образовательном процессе детского сада в трех направлениях:
·для эстетического оформления интерьера детского учреждения, праздников и досугов - создает эстетическую среду;
· для восприятия произведений народного искусства детьми (рассматривание изделий народных мастеров : росписей, вышивок, тканых изделий, глиняных игрушек и др. ; слушание народной музыки, колыбельных песен, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок; участие в народных играх и обрядах);
· в изобразительной декоративной деятельности для развития детского творчества в качестве образцов-эталонов: вначале для прямого воспроизведения, а затем для творческого осмысления и применения через вариации, импровизации).
Такой подход в использовании народного искусства в обучении детей обеспечивает освоение детьми его содержания и обогащение знаний и представлений детей о народной культуре, его духовном богатстве, наших исторических корнях.
Решая вопросы эстетического воспитания дошкольников, педагоги все чаще обращают внимание на многообразие видов декоративно-прикладного искусства, синтез музыки, танца, народной песни. Одним из наиболее эффективных путей развития детского творчества считается взаимосвязь народной музыки, декоративно-прикладного искусства, художественного слова и изобразительной деятельности. При интегриро-ванном подходе к развитию художественно-творческих способностей обус-ловлен еще и тем, что возможен перевод образов одного из видов искусства, например музыкального, речевого, в образы другого вида, например изобразительного. При этом повышается уровень эстетического восприятия, что находит отражение в продуктивной деятельности детей.
Ведущим компонентом народной культуры, имеющий большое воспитательное значение является фольклор: песни, сказки, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки. Используя народный фольклор в изобразительной деятельности мы развиваем в детях эмоциональную отзывчивость, вызываем яркие эмоциональные реакции и чувства в процессе творческой деятельности.
В связи с тем, что образовательная деятельность строится на принципах комплексно – тематического планирования, народное искусство и фольклор в образовательной работе с детьми надо использовать в интегрированной форме: при обучении на занятиях и в процессе организации повседневной жизни (игра, прогулка, режимные процессы, досуг и др.). Одним из примеров интегрированных образовательных мероприятий в нашем ДОУ и группе может стать мероприятия посвященные празднованию Масленицы. В течение недели все мероприятия, проводимые в группе, были посвящены подготовке к народному празднику. Использовались все компоненты народного фольклора рассказывание и обыгрывание народной сказки, В музыкальном фольклоре неразрывно связано – музыка, пение и движение. Любимыми хороводными играми стали «Черная курочка» - «Хура чахи», «Автанпа парща»- «Петушок и горошек» Журавушка (Тарналла, народная игра «Валенки», занятие по изобразительной деятельности «Роспись куклы Матрешки», рассматривание народного костюма и украшение фартука.
Таким образом, в процессе ознакомления дошкольников с декора-тивно-прикладным искусством происходит развитие эстетического вос-приятия, которое благодаря синтезу обогащает изобразительное творче-ство детей новыми декоративными образами. Интегрирование различного содержания в образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста