МААМ-картинки

Применение технологии локальной контрастотермии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Елена Рахманина
Применение технологии локальной контрастотермии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Особое место у детей с ОВЗ занимают расстройства речи.

Проблема речевого развития детей с ОВЗ доказана в исследованиях К. А. Семеновой, Е. Ф. Архиповой, Н. А. Государева, Л. А. Даниловой и др. В 85 % случаев у детей с ОВЗ нарушения речи обусловлены дизартрией.

У них отмечается стойкость произносительных расстройств, непрочность формируемых навыков. Это заставило нас искать новые технологии в целях повышения эффективности коррекционного процесса.

Темочки:

В ходе поисков инновационных технологий, мы познакомились с технологией контрастотермии, апробировали с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения с дизартрическим компонентом.

Искусственная локальная контрастотермия - это контрастное воздействие низкотемпературных и высокотемпературных агентов. Применяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата, гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры. В качестве низкотемпературных агентов мы используем ледяную крошку, холодную воду, кубики или шарики льда, а высокотемпературных - горячую воду, грубые шерстяные варежки, опущенные в горячий настой трав, тепломассажеры или нагретую ложку.

Всем известно, что речь развивается быстрее под влиянием импульсов, поступающих в головной мозг с пальцев рук.

Этот метод прост в использовании, не требует дорогостоящих материалов и специального помещения. Применение технологии контрастотермии мы рассматриваем как часть работы по коррекции речи у ребенка с дизартрическим компонентом. При данном заболевании у детей часть мышц очень сильно напряжена (гипертонус, а другая часть мышц находится в крайне расслабленном состоянии (гипотонус). Такое положение мышечного каркаса влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на функцию речи и жевания.

Наша задача, напряженные мышцы расслабить, а расслабленные привести в нормальный тонус. Звучит, конечно, легко. Но как показывает практика достичь такого результата очень даже сложно. Применение контрастотермии основано на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сменяется их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон воздействия от 5 до 20 секунд.

Игры со льдом очень нравятся детям. Для их проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет. Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там пластмассовые или деревянные фигурки. Дозировано воздействуя холодом на нервные окончания пальцев руки. Раздражая кожные покровы, мы активизируем мышечную мускулатуру кисти, повышая тем самым чувствительность оральной области.

Еще больший эффект достигается при использовании контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии тепла и холода на нервные окончания пальцев. Обычно проводится 10 сеансов, продолжительностью до 5 минут через день. Для этого можно взять две ванночки (ведерка, тазика) синего и красного цвета с холодной и горячей водой соответственно. Предложить ребенку поиграть, достань камушек со дна синей ванночки и положи на дно красной, дотрагиваясь пальцами рук до дна, попеременно правой и левой рукой.

Контрастотермию мышц артикуляционного аппарата осуществляем следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной салфетке (марле, бинт, несколько слоев) накладывают поочередно на определенные мышцы речедвигательного аппарата.

Ледяную аппликацию можно начинать детям с 3 лет. Сразу после сеанса проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков.

Применение технологии «искусственной локальной контрастотермии» позволяет снизить спастичность мышц мимической мускулатуры у детей и уменьшить саливацию, что способствует более успешному овладению детьми нужными артикуляционными укладами, правильным звукопроизношением.

Таким образом, комплексная логопедическая работа с применением метода контрастотермии в речевой коррекции детей с ОВЗ, имеющих дизартрию, способствует развитию мимической и артикуляционной моторики, а также тонкой моторки пальцев рук.

Литература

1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: М. : Издательский центр «Академия», 2001.

2. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. Спб. : Каро, 2008.

3. Степанченко О. В., Виноградова В. И. "Методика искусственной локальной гипотермии". Сборник "Современные технологии реабилитации в педиатрии". П / р. Е. Т. Лильина. "ОДИinternational" Москва-2000.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе Годовой аналитический отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Мерзляковой Н. Я. за 2017-2018 учебный год.

Мастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возрастаМастер-класс по использованию игры В. В. Воскобовича «Яблонька» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский Игра «Яблонька» привлекает: качеством, конструктивностью,.

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Конспект коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Знаний» Цель: Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления.

Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста»Презентация методического семинара «Инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста» Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение.

Ритмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольникамиРитмическая гимнастика в коррекционно-развивающей работе с глухими дошкольниками Установлено, что в дошкольном возрасте наибольший прирост показателей физических качеств у неслышащих детей происходит в те же периоды жизни,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение технологии локальной контрастотермии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 24 февраля 2022 в 23:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение технологии локальной контрастотермии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рахманина (УИ 198002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД