Крамарова Валентина Ивановна
Применение инновационных технологий в деятельности музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, где технологии стремительно развиваются, музыкальные руководители дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) сталкиваются с новыми вызовами и возможностями. Внедрение инновационных технологий в их работу может значительно повысить качество музыкального образования и развития детей.
Музыка — это источник радости для детей, и использование различных педагогических методов на музыкальных занятиях помогает решить важную задачу раннего музыкального воспитания — развить эмоциональную восприимчивость к музыке.
Для достижения этой цели применяются новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности. При создании предметно-развивающей среды в области «Музыка» учитывается возраст
детей, их интересы и потребности, требования программы воспитания и обучения, а также нормы СанПиН и методические рекомендации.
Однако часто упускается из виду, что современные дети отличаются от тех, кто воспитывался в детских садах 10–20 лет назад. У них другие физиологические и психологические особенности, а также иное восприятие окружающего мира, который также претерпел значительные изменения.
Современная музыкальная развивающая среда должна быть проблемной. Это позволяет детям проявлять фантазию, творить, сравнивать, моделировать, размышлять и решать проблемные ситуации.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на развитие музыкальности детей. Музыка, являясь специфическим видом человеческой деятельности, выполняет основную функцию — функцию общения. Приобщение к искусству и музыкальное воспитание — это индивидуальный процесс, связанный с неповторимым самоопределением личности.
В своей работе использую современные методы и подходы.
1. Здоровьесберегающие технологии.
• Песенки-распевки используются для подготовки голосовых связок к пению и тренировки в чистом интонировании определённых интервалов.
• Дыхательная гимнастика приучает детей дышать носом, что является профилактикой респираторных заболеваний. Она также тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию лёгких, повышает насыщение крови кислородом и тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии.
• Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем и тренировку мышц речевого аппарата. Она также развивает музыкальную память и чувство ритма, что приводит к улучшению показателей уровня развития речи детей, певческих навыков и музыкальной памяти.
• Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, что влияет на развитие речи и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Они особенно рекомендуются детям с речевыми проблемами.
• Речевые игры снимают напряжение, повышают способность к непроизвольному вниманию и обостряют наблюдательность. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию педагог добавляет музыкальные инструменты, звучащие жесты и движения.
• Одной из инновационных форм в практике музыкального воспитания являются элементарные формы музыкальной импровизации.
В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Форму развития музыкальности, которую я активно использую, это коммуникативные танцы. Вовлечение ребёнка в процесс музицирования происходит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение.
Задачи, которые решают коммуникативные танцы: развитие коммуникативных навыков; работа над ощущением формы; развитие двигательной координации; развитие чувства ритма.
В контексте музыкальной деятельности с детьми представляется важным изучение музыкальных инструментов, особенно шумовых, поскольку они наиболее просты и доступны для детей.
Эти инструменты составляют основу привлекательности музыки для маленьких детей. Однако использование традиционных шумовых инструментов не является единственной формой работы по развитию музыкальности. В современной музыкальной методике всё большее развитие получает исследование звука и познание мира через звук, а также создание новых образов различных предметов, использование нетрадиционных музыкальных инструментов и материалов для звукоизвлечения (бумага, пластик, стеклянные баночки и др.). Эти инструменты становятся участниками удивительного оркестра. Общение детей с музыкальными инструментами способствует развитию музыкальности, тембрового слуха, тонкости восприятия, ассоциативности и художественности.
1. В своей педагогической практике я часто обращаюсь к использованию танцев и флешмобов.
Эти формы деятельности представляют собой весёлые и непринуждённые танцы, не требующие особой подготовки. Дети с радостью повторяют за мной, и эти танцы вызывают восторг как у самих детей, так и у их родителей.
Танцы способствуют развитию творческих и двигательных способностей детей. Для организации таких танцев необходимо выполнить ряд условий:
выбрать музыкальное сопровождение; определить чёткий ритм; ограничить количество движений. Педагог должен тщательно запомнить и продемонстрировать все движения, которые должны быть удобными для исполнения.
Внедрение инновационных технологий в деятельность музыкального руководителя ДОУ — это не просто шаг в будущее, но и необходимость, которая поможет детям развиваться в современном мире.
Таким образом, использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребёнка позволяет достичь главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду — научить детей любить и понимать музыку.