Умаджинова Елена
Приемы для занятий театрализованной деятельностью в первой и второй младших группах
Приёмы для занятий театрализованной деятельностью в первой и второй младших группах
Основу театрализованной деятельности составляют игры. Но, кроме игры, в работе с малышами 1,5–3 лет педагог использует ещё другие группы методических приёмов.
Наглядные приёмы
Зрительный канал восприятия у малышей является ключевым для восприятия информации.
Картинки
Публикация «Приемы для занятий театрализованной деятельностью в первой и второй младших группах» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Любой вид театрализации должен сопровождаться иллюстрациями. Если это теневой театр животных, то для начала ребята должны увидеть те образы, которые затем будут представлены тенями. А когда теневой театр используется на этапе закрепления темы о животных, то есть дети хорошо знают ряд представителей фауны, их образы в виде теней можно угадывать.
Демонстрация
В младшем дошкольном возрасте у детей ещё слишком мало опыта, чтобы придавать своим персонажам индивидуальные черты. И чтобы малыши могли его накопить, педагог должен сначала показать, как действует тот или иной персонаж. К тому же демонстрация является мотивационным приёмом, побуждающим ребят к повторению манипуляций с куклами или имитации движений. Например, в одной из первых разучиваемых сюжетно-ролевых играх «Водители» воспитатель показывает ребятам, как ездят машинки, какие звуки они издают. А на этапе усложнения игры, когда дети сами имитируют водителей, сидя на стульях, взрослый демонстрирует движения руками, держащими «руль», и ногами, нажимающими на «педали». И в том, и в другом примерах дети с удовольствием повторяют образец.
Атрибуты
Исходя из видов театра, с которыми знакомятся дети в первой и второй младших группах, обязательным реквизитом для театрализации с младшими дошколятами является:
* фланелеграф с наборами фигурок на липучках, соответствующими изучаемым темам (фрукты, овощи, дикие и домашние животные, персонажи сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и т. д.);
* стенд для теневого театра;
* настольная ширма (может быть в виде леса или избушки — наиболее распространённого антуража для постановок);
* пальчиковые, перчаточные куклы (дети, старик, старуха, животные);
* куклы из бумаги и природные материалы (шишки, жёлуди, а также композиции из этого сырья) для настольного театра;
* маски (людей, животных);
* элементы костюмов героев сказок (кофта для Деда, платочек для бабки, сарафан для девочки, жёлтый мешок с зелёной отделкой для «Репки» и пр.);
* кубики, мягкие модули для создания объёмных декораций (например, домика).
Весь этот реквизит группируется в театральном уголке в группе.
Речевые приёмы
Слово взрослого в работе с детьми, только осваивающими речь, должно быть содержательным, понятным и выразительным. В театрализованной деятельности эти принципы реализуются при помощи четырёх языковых приёмов.
Объяснение
Этим речевым приёмом педагог иллюстрирует все задания, используя простые предложения с понятными словами (если встречаются незнакомые, новые, то воспитатель отдельно разъясняет их суть, без оборотов и с обязательной подходящей по смыслу эмоциональной окрашенностью. Важным условием доступного объяснения является сочетание с демонстрацией. Например, объяснить малышам первой младшей группы, как сделать тень зайчика, можно так: «Ставим ладошку так (показывает положение ладони параллельно стенду для теневого театра, сгибаем все пальчики, кроме указательного-второго и среднего-третьего, и придерживаем их большим (показывает)». После разъяснения дети повторяют манипуляции.
Беседа
Традиционно беседа применяется для мотивации ребят, включения в тему деятельности. В первой младшей группе этот речевой приём реализуется в основном вопросами к малышам, требующим однословных ответов: «Как рычит медведь, воет волк, мяукает кошка и т. д. ?», «Кого в помощь позвал Дед, чтобы вытащить репку?» и др. Во второй младшей группе в беседу включаются вопросы, требующие более развёрнутых ответов, например, «Кто та Стихотворения и загадки
Рифмованные строки обладают свойствам привлекать внимание малышей. Кроме того, они помогают ввести детей в тему занятия. Но если стихотворения могут использоваться уже с первой младшей группы, то загадки лучше начинать практиковать со второй, когда опыта у малышей прибавится, и они смогут находить ответ, опираясь на личный опыт.
Это интересно. Загадки для работы с детьми младшего дошкольного возраста лучше подбирать с ответами по рифме, чтобы у малышей был ещё один ориентир для ответа — рифма.
Игровые приёмы
Эти способы взаимодействия с детьми в 1,5–3 года являются наиболее актуальными. С их помощью удаётся комплексно подходить к решению задач театрализации. Так что педагогу обязательно нужно знать тонкости организации театрализованных игр в первой младшей группе и театрализованных игр второй младшей группе.
Практические приёмы
Под этой группой средств взаимодействия с малышами понимаются творческие способы осмысления сюжета театрализации :
* рисунки;
* аппликации;
* поделки.
При этом использоваться они должны в рамках имеющихся у малышей навыков: рисунка, как правило, в виде раскрашивания картинок (красками в первой младшей группе и/или карандашами во второй, аппликации из крупных деталей, заготовленных заранее (к примеру, наклеить персонажей сказки «Репка» по порядку того, как они присоединялись к «сбору урожая»). Поделки в первой младшей выполняются в одном материале, к примеру, каштаны-персонажи сказки «Три медведя», а во второй сырьё может комбинироваться, например, малыши представляют жителей леса из каштанов и желудей, скреплённых зубочистками.
Это интересно. Практические приёмы на занятиях театрализованной деятельностью используются нечасто. Обычно эти задания даются на смежных уроках по той же теме, например, при работе над темой «Курочка Ряба» непосредственно на занятии малыши первой младшей группы не рисовали, а выполняли творческое задание на уроке по изобразительному искусству в рамках смежной темы «Раскрашивание крупных объектов красками.