Любовь Нестеренко
Преодоление чувства боязни на уроках физической культуры
▼ Скачать +Заказ
Как избавить ученика от чувства боязни.
Страхогенные ситуации на занятиях физической культуры.
Состав чувства страха в процессе занятий физической культурой.
Воспитание смелости у учащихся.
Как избавить ученика от чувства боязни на занятиях.
Физическая культура относится к числу тех дисциплин, которые по сути своей строятся на преодолении ситуации покоя. На занятиях физкультурой возникает масса страхогенных ситуаций самого различного характера, связанных с риском. Спорт нельзя сделать абсолютно безопасным, даже при хорошем надзоре некоторый риск, несомненно, присутствует в любом спорте. Страхи перед физическими упражнениями вошли в число видов страхов и, как показывает опыт, очень устойчиво проявляют себя. Это относится к страху перед водой, страху перед препятствиями, пред высотой; страху перед препятствиями (дистанциями); страхом перед скоростью и т. д.
Публикация «Преодоление чувства боязни на уроках физической культуры» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Состояние физического покоя и психологического равновесия, к чему всегда стремится человек любого возраста, на занятиях физкультурой постоянно нарушается. Физкультура, как нарушитель этого покоя, направлена на физическое, физиологическое и психическое развитие и совершенствование человека с целью достижения покоя, гармонии, но уже на новом уровне, новом состоянии физического и психологического здоровья. Но от гармонии и покоя одного уровня проходит этап нарушения покоя через преодоление ситуаций страха. Именно на занятиях физкультурой проявляется чувство страха как отношение, как поведенческий акт.
Основные причины чувства страха у младших школьников заключаются в том, что ребенок не способен, не умеет, не готов действовать в страхогенной ситуации. Его пугает новизна, необычность, внезапность возникновения ситуации. К причинам чувства страха может быть так же отнесена сверхсильная мотивация, вызывающая сверхсильное волнение, либо повышенное мышечное напряжение, либо разрядку возбуждения в форме радости, смеха, слез и т. д.
Чувство страха перед физическими упражнениями имеет свою специфику. Оно включает в себя три компонента. Первый - это чувство страха перед предметами и объектом физкультурной деятельности : перед водой, пространством, препятствием под ногами, руками и т. д. Второй - это чувство страха перед технической стороной выполнения физического упражнения. Это так называемый операционный страх. И третий компонент - чувство страха перед людьми - товарищами, учителями, зрителями и т. д. Это страх быть осмеянным, получить неодобрение, быть отверженным.
Все три компонента сливаются в одном чувстве страха, взаимодополняют, взаи- мозаменяют или взаимогасят друг друга. Их взаимодействие очень сложное. Бывает, что хорошее владение техникой выполнения двигательного действия как бы приглушает чувство страха перед действием с предметами и объектами этих действий или перед человеческим окружением и т. д.
Каждая из этих подструктур чувства страха у конкретного человека проявляется по своему, а так же по-своему они взаимодействуют. Наблюдения и опыт работы с младшими школьниками показывают, что у них чувство страха на занятиях физкультурой проявляется генерализованно, не дифференцируясь в сознании на отдельные компоненты. Менее всего выделяется операциональная составляющая чувства страха, а более всего - предметная. Хотя в любом случае трудно выделить и объяснить как главную одну причину чувства страха, проявляемого детьми на занятиях, можно представить следующим образом.
сти выполнения техники отдельных упражнений или движений, то его чувство страха будет увеличиваться, а неуверенность расти. Такое чувство страха операционального характера так же требует своеобразных способов преодоления.
Чувство страха перед оценкой качества выполнения физических упражнений со стороны других людей, и особенно учителя и товарищей, у младших школьников выражено менее всего. Этот страх относится к числу типичных «школьных страхов». Способы его преодоления зависят от характера взаимоотношений учителя и учащегося. У некоторых, особенно честолюбивых детей, чувство страха, возникающее на почве осознания своей физической и технической неспособности перед умениями и способностями своего товарища, оказывают более сильное, угнетающее и подавляющее действие, чем чувство страха перед технологическими действиями. Если к тому же ребенок имеет слабую нервную систему, то боязнь быть осмеянным товарищами «за трусость» выступает значительно острее и приобретает патологический характер. На занятиях физкультурой страхогенные ситуации обнаруживаются в виде негативных последствий: зарождение или закрепление отрицательных качеств личности, связанные с чувством страха. Это тревожность, пугливость, трусость, боязливость, паникерство. Это, казалось бы, нежелательные во всех отношениях ситуации могут впоследствии иметь позитивные результаты в виде зарождения, самореализации или закрепления прямо обратных качеств волевой сферы, силы воли, смелости, рассудительности, сдержанности, спокойствия. Качества, обратные страхогенным, но формирующиеся от них, вместе с ними, вместо них. Они как бы вытесняют первые.
Страхогенные ситуации на занятиях физкультурой являются естественными «полевыми» условиями, как будто специально приготовленными для воспитания смелости, храбрости, бесстрашия. Таким образом, целевая структура страхогенных ситуаций может строиться по следующей модели: