Наталья Владиславовна Тарасова
Формирование культуры здорового питания на уроках кулинарии по технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему
«Формирование культуры здорового питания на уроках кулинарии по технологии» на районном методическом объединении учителей технологии
В последнее несколько лет отмечается устойчивая негативная тенденция по ухудшению состояния здоровья детей и подростков. Сложившаяся сегодня ситуация требует поиска новых программ, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранения здоровья подрастающего поколения.
Публикация «Формирование культуры здорового питания на уроках кулинарии по технологии» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Продукты питания
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Современный школьник оказывается перед большим объемом информации о способах сохранения здоровья, лечения, рекламе пищевых продуктов, добавок и т. д., поступающей с экранов телевизора, страниц газет и журналов, прилавков магазинов, интернета.
Нельзя не согласиться с мнением, что наше здоровье напрямую зависит от того, что мы едим. Однако, дальше провозглашения этого лозунга, процесс понимания сущности правильного, то есть здорового питания, как правило, не идёт. Как же в такой ситуации ребенку или взрослому обезопасить себя? Что нужно знать каждому, кто идет в магазин за продуктами? Как следует мыть фрукты и овощи, поступившие к нам из-за рубежа? Каким продуктам питания отдавать предпочтение, а о каких – забыть навсегда? Ответы на эти и другие вопросы учащиеся могут получить на уроках Технологии.
Раздел программы по предмету «Технология» - «Кулинария» - рассматривается в 5-7 классах. Тематический материал предусматривает формирование знаний о правильном выборе продуктов питания, рационе и режиме питания. Учащиеся получают знания о нормах питания при приготовлении пищи, соблюдении правил кулинарной обработки, учатся различать различные пищевые добавки, отличать генномодифицированные продукты. На практических занятиях они самостоятельно пробуют приготовить различные блюда. Так же на этих занятиях школьники получают первые знания о профессиях в сфере общественного питания.
На уроках технологии, мы также пытаемся решить задачу приобщения учащихся к народной культуре. При этом акцент делаем на исследовательском подходе, развитии познавательных и творческих способностей учащихся.
Прекрасным полем деятельности для знакомства с национальными традициями являются уроки кулинарии. Наш поселок многонационален и традиции предков, к сожалению, исчезают, но деревни, куда едут отдыхать наши учащиеся, к счастью, пока еще достаточно крепки. Проводя в школе различные конкурсы или готовясь к ним, мы познаем культуру наших народов. Это конкурсы «Осенний бал», «Чувашская красавица», «Татарская красавица», чаепития в классах и многое другое. Поэтому мы часто сравниваем рецептуру и технологию приготовления различных блюд. Иногда дети получают задание расспросить своих бабушек, а как готовили в их детстве. Оказывается большинство блюд, приготовленных по старинным рецептам, относятся к категории «Здоровое питание».
На уроках кулинарии представляется прекрасный повод не просто поговорить с будущими хозяюшками о наиболее важных проблемах нашего питания в домашних условиях, но и закрепить на практике основные знания. Также всегда можно найти возможность для коллективного и индивидуального творчества. И тогда, благодаря безграничной детской фантазии, из обычных продуктов прямо на наших глазах будут рождаться маленькие кулинарные шедевры.
Уже на первых уроках кулинарии в 5-х классах на примере самых простых блюд мы с девочками говорим о необходимости разнообразить свой рацион за счет свежих овощей. О предпочтении натуральным продуктам вместо специально обработанных, с длительным сроком хранения. О важности внешнего вида приготовленных блюд и об экономном использовании продуктов.
Большой интерес вызывают у учащихся внеклассные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни. Так в 5 классе мы традиционно проводим праздник чая. Разработка проекта начинается за 2-3 недели. Учащиеся подбирают материал из истории чаепития в разных странах, рецепты приготовления разных видов чая, разрабатывают оформление чайной церемонии. Таким образом, на практике происходит закрепление теоретических знаний, полученных при изучении темы «Горячие напитки».
Заключительный результат проводимых занятий выражается в том, что приобретенные знания позволят учащимся более разумно подходить к ежедневному выбору продуктов питания, соблюдать режим питания, обогащать свой рацион необходимыми витаминами, минеральными веществами, принимать свежие, качественные продукты, что поможет им избежать многих проблем, связанных со здоровьем.