Наталья Чуракова
Преемственные программы дошкольного и начального образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
Введение.
Сложившаяся в современном российском обществе ситуация характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целейна стыках различных этапов и форм обучения. По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного детства к школьному считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная группа обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа способствует его дальнейшему личностному становлению. Сложившаяся в современном российском обществе ситуация характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целей на стыках различных этапов и форм обучения.
Публикация «Преемственные программы дошкольного и начального образования» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Глава 1.
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития когда новое снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность с точки зрения дошкольной группы – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. В конце ХХ в. особое внимание уделялось обеспечению преемственностидошкольного и начального общего образования через организацию взаимодействия образовательных учреждений, создание образовательныхцентров «Детский сад – начальнаяшкола», разработку комплексных образовательных программ, таких как «Из детства – в отрочество», «Преемственность», «Радуга», «Детский сад 2100». Сейчас вопрос о преемственности решается главным образом авторами образовательных программ. Перспективными в этом плане являются «сквозные» программы, охватывающие и дошкольное, и начальное школьное образование. Одной из таких программ, построенных на принципе непрерывности и преемственности, является программа Образовательной системы «Школа2100», но таких программ пока немного. Однако и подобного рода программы, если они составлены без соответствующего «руководящего начала» (в форме ФГОС, могут не вполнесоответствовать современным научным представлениям о содержании и организации образования. [1]
1.1. Цель преемственности ДОУ и НОУ: обеспечение целостности образовательного процесса, т. е. обеспечение полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в период перехода от дошкольного воспитания к школе. Обеспечение преемственности направлено на формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге. И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами. [1]
1.2. Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• воспитание нравственного человека;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. [5]
1.3. Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени:
• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
• формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
• построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
• опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
• направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности. [5]
Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе). [2]
1.4. Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар). [3]
Глава 2.
Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.
2.1. Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Задачи программы:
1. Создание единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
3 .Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
4. Обеспечить условия для реализации плавного, без стрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
5. Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.
6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
2. 2. Принципы построения программы:
• Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
• Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
• Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
• Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
• Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы,позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение. [5]
2.3. Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный компонент - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики. Деятельный компонент - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода. Содержательный компонент - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе. Коммуникативный компонент - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации. Информационно – просветительский компонент – предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно – воспитательной работы. Изучение программы старших групп и первого класса.
Методический компонент – предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующим обсуждением). Практический компонент – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Выход из создавшейся ситуации – это введение соответствующих поправок в «Закон об образовании в РФ», разработка и внедрение ФГОС дошкольного образования, согласованного с ФГОС последующих ступеней общего образования.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями. [5]
Глава 3.
Образовательная система «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Главная задача Образовательной системы «Школа 2100», которая уже более 20 лет с успехом решается в школах, работающих по ее материалам, - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких. Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые Образовательной системой «Школа 2100» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения. Таким образом сохраняется здоровье детей и подростков, а сам процесс обучения становится максимально комфортным и эффективным. Образовательная система «Школа 2100» - это: 1) Концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным руководством А. А. Леонтьева, Д. И. Фельдштейна, С. К. Бондыревой, Ш. А. Амонашвили; 2) Комплект учебно-методических комплексов (УМК, реализующих непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения. 3) Набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников. 4) Многоуровневая система повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений. [1, 2 интернет источники]
Образовательная программа – «Золотой ключик».
Авторы: Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Е. Л. Бережковская
Программа «Золотой ключик» помогает осуществить переход к педагогике,
нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, переустройство всей
совместной жизни детей и взрослых, изменение «социальной ситуации
развития», по терминологии Л. С. Выготского. Выдвинутый им принцип
единства аффекта и интеллекта вместе с другими фундаментальными
понятиями его культурно-исторической теории развития психики и личности
ребенка составляют научную основу данной программы. Программа «Золотой
ключик» значительно отличается от отечественных программ «Истоки»,
«Радуга», «Детство». Она разрабатывалась психологами и этим задано ее
основное направление — психологизация образовательного процесса. Авторы
предлагают новую модель начального образования, направленную на
изменение позиции педагога, преодоление существующего отчуждения семьи
от детского учреждения, постановку на первое место воспитательно-
развивающих целей, подчинение развития интеллекта в дошкольном возрасте
развитию эмоциональной сферы ребенка. Один из важнейших в программе —
семейный принцип. [6 интернет источники]
Образовательная программа – «Сообщество»
Авторы: К. А. Хансен, Р. К. Кауфманн, К. Б. Уолш.
Основой создания программы «Сообщество» послужила американская программа непрерывного образования от рождения до 10 лет «Stepbystep» («Шаг за шагом», но в ней учтены изменения, касающиеся ее адаптации к реалиям российского образования. Программа «Сообщество» представляет собой так называемую «рамочную программу». Она не содержит ни конспектов занятий, ни определенных тематизмов, ни определенной предметной последовательности или логики, в соответствии с которой следовало бы двигаться педагогу в образовательном процессе. Основополагающая цель программы — построение такого сообщества взрослых и детей, в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые знания и позитивные личностные качества. Программа направлена на социальное и эмоционально-личностное развитие ребенка. Задачи программы естественно связаны с ее теоретическими принципами и могут быть сформулированы следующим образом:* развивать возможности и способности ребенка;* развивать ребенка как субъекта определенных видов деятельности. Особое значение в программе придается созданию среды развития ребенка, под чем понимается комплекс эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса в ДОУ. [7 интернет источники]
Образовательная программа «Преемственность» – это программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников школы-интерната I ступени обучения – при переходе их в среднее звено. Данная программа реализуется в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие специалистов, педагогов, родителей и учеников. Программа «Преемственность» базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики, и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, способствует обеспечению целостного и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса. [8 интернет источники]
Образовательная программа «Из детства в отрочество»
Авторы: Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др. Под редакцией Т. Н. Дороновой.
В название программы 'Из детства — в отрочество' авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами. Общеизвестно, что детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей. Программа рассчитана на детей от 2 до 7 лет. Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Для каждого возрастного этапа определяются задачи, требующие решения в условиях семьи и детского сада, по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие». Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель — привлечь родителей и педагогов. В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и ДОУ. [9 интернет источники]
Заключение.
Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Сложившаяся в современном российском обществе ситуация характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целейна стыках различных этапов и форм обучения. При этом дошкольная группа обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа способствует его дальнейшему личностному становлению.
Использованная литература:
1) Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008;
2) Журнал «Начальная школа» №11, 2001г, раздел «Обеспечиваем преемственность»
Интернет источники:
1) http://www.school2100.ru
2) http://www.school2100.ru/upload/iblock
3) http://psiholog1402.ucoz.ru/publ/programmy_fgt_i_fgos
4) http://mcko.ru/webinar/detail.php?ID=1551
5) http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-preemstvennost-dou-i-nachalnoy-shkoly
6) http://doshkolniki.org/ekologiya/328-zolotoj-klyuchik-programma-nepreryvnogo-obrazovaniya-detej-ot-3-do-10-let.html
7) http://doshkolniki.org/ekologiya/329-programma-soobshhestvo.html
8) http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-soprovozhdeniya-vypusknikov-preemstvennost
9) http://doshkolniki.org/ekologiya/323-programma-iz-detstva-v-otrochestvo.html