Елена Хажинская
Консультация «Преемственность дошкольного и начального образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность дошкольного и начального образования
Проблема преемственности разных звеньев образования волнует теоретиков и практиков в области образования достаточно давно. Новый шаг в решении этой проблемы сделан при введении на государственном уровне стандартов образования, который способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Необходимо отметить, что сегодня произошло изменение в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника», а именно способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика. Это связано с введением ФГОС ДО, что имеет социальную и практическую значимость [1,5] Преемственность двух первых звеньев образования предусматривает переход детей из дошкольной организации в начальную школу с уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения каждого обучающегося в ученический коллектив. Начальная школа опирается на достигнутый уровень дошкольного образования и личный опыт детей. Таким образом, воспитатели должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми к детям в 1 классе, и в соответствии с ними готовить дошкольников к систематическому обучению в школе, а педагоги - учитывать уровень готовности детей к обучению школе. При реализации идеи преемственности мы выделили ряд проблем: -недостаточная согласованность в действиях учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных организаций; - недостаточное внимание педагогов к использованию совокупности систем диагностики (логопедической, психологической, медицинской, педагогической) на этапе разработки рабочих программ как в школе, так и в детском саду; - некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса, даже при условии реализации ФГОС [1,3,5]. Одним из главных условий эффективности преемственности начального и дошкольного образования является управление инновационными процессами в данных организациях в области исследуемой проблемы: общая цель, нормативная база инновационной деятельности, построение межличностных, профессиональных отношений, система стимулирования педагогов к инновационной деятельности [1,5]. В данном контексте необходимо обратить внимание на взаимодействие педагогических коллективов двух подсистем образования (дошкольного и начальной школы). При обеспечении постепенного вхождения первоклассника в школьную жизнь воспитателям и учителям необходимо согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга. Мы выделили уровни отношений между образовательными учреждениями : - добрососедский (происходит обмен основной информацией, посещение воспитателями классов, где обучаются их бывшие воспитанники, посещение учителями начальных классов занятий, родительских собраний в дошкольной организации, организация совместных мероприятий); -партнерский (учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с отдельными общерайонными или общегородскими мероприятиями; учреждения могут рассчитывать на определенную помощь своего партнера); - интеграционный (учреждениям удается создать единое образовательное пространство : создаются сквозные планы работы методических объединений, планы совместного развития образовательного пространства, совместное формирование благоприятных для детей образовательно-развивающих сред : выявление и создание условий необходимых для реализации возрастной потребности в общении; включение детей в знакомство и осознание социальных норм межличностных и межгрупповых отношений и др.) [3]. С нашей точки зрения, интеграционный уровень взаимодействия является наиболее эффективным. Таким образом мы можем выделить направления реализации проблемы преемственности начального общего и дошкольного образования детей : - проведение совместных мастер-классов с приглашением преподавателей вузов («Особенности работы с одаренными детьми», «Особенности адаптации первоклассников в образовательной организации», «Техники взаимодействия родителей и детей при решении проблем»); - проведение совместных занятий по формированию здорового образа жизни; - организацию совместной исследовательской, проектной деятельности детей (форумы «Мои первые исследования», «Золотой ключик», конкурсы проектов на православные темы и др.); - организацию инновационной деятельности воспитателей и учителей начальных классов [1,2,4]. При организации инновационной деятельности мы видим целесообразным использование следующих совместных форм: деловые игры; дискуссии.
Публикация «Консультация „Преемственность дошкольного и начального образования“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Библиографический список
1. Верховых, И. В. Формы осуществления преемственности между дошкольной образовательной организацией и начальной школой [Электронный ресурс] /И. В. Верховых: Воспитание, обучение, образование : новые методы и технологии: Сборник научных трудов по материалам I Международной научнопрактической конференции. 2017. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30132445.
2. Верховых, И. В. Проектная деятельность младших школьников в процессе изучения основ православной культуры [Текст] /И. В. Верховых, Н. П. Шитякова: Основы православной культуры: учебно-методическое пособие. – Челябинск, 2012. – С. 6-12.
3. Козлова Н. А. Некоторые подходы к интеграции дополнительного и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] /Н. А. Козлова:Сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Педагогика, психология и образование : от теории к практике» - Ростов на Дону: Инновационный центр развития образования и науки, 2014, С. 79-81
4. Козлова Н. А., Шишкина О. А. Подходы в управлении инновационной деятельностью учителей начальных классов. /Н. А. Козлова, О. А. Шишкина: Сб. научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии обучения, воспитания и социальнопсихологических процессов. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016, С. 57-63
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok