Евгения Ларина
Консультация «Ранняя предрасположенность к нарушению чтения и письма»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют нарушения письма (дисграфии) и чтения (дислексии). Почему же возникают подобные нарушения?
Не следует считать ошибки чтения и письма нелепыми и объяснять их неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьезные причины.
Публикация «Консультация „Ранняя предрасположенность к нарушению чтения и письма“» размещена в разделах
Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон устной речи.
Несформированность фонематического слуха (умение различать на слух звуки речи – гласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие) выражается на письме в замене букв, обозначающих звуки, близкие на слух: "трупочка" (трубочка, "корький" (горький, "шушки" (сушки, "черемука" (черёмуха). Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово. Как следствие, при письме пропускает буквы (млоко, зимня дорога, слоги, пишет слитно 2 слова или, наоборот, одно разделяет на два. Некоторые ученики не могут поставить ударение в слове, отсюда появляются ошибки даже тогда, когда дети знают правила и могут подобрать проверочные слова.
Неправильное произношение слов сложной слоговой структуры приводит к искажению или упрощению структуры слова на письме : здоровье — "дрове", девочка — "девча", перестановке букв в слове: чулан — "чунал", ковром — "корвом".
Нарушение звукопроизношения также отражается на письме. Ребенок пишет так, как говорит («лаба» вместо «рыба», «йиса» вместо «лиса», «сапка» вместо «шапка»).
Недоразвитие лексико-грамматических сторон (бедность словаря, нарушения в согласовании слов в роде, числе, падеже) приводит к грамматическим ошибкам на письме : «пять яблоков», «в животу», «голубой река». "у меня нет красных платья", "шесть белый грибов".
Источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление ведущего полушария головного мозга). К моменту обучения грамоте у ребенка должна быть определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности, в том числе над чтением и письмом.
Недостаточное развитие зрительного и пространственного восприятия приводит к невозможности усвоить образ буквы, запомнить расположение ее элементов, возникает письмо и чтение справа налево, смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у и другие буквы, причем как прописные, так и заглавные.
Недоразвитие психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления) также отражается в письменной речи. Если ребенок не может запомнить, например, порядка следования друг за другом предметов или звуков, он не сможет воспроизвести их в нужной последовательности на письме, т. е. чтение и письмо под диктовку станет непосильной задачей.
Развитие графомоторного навыка, в том числе и мелкой моторики, является важным компонентом готовности к освоению грамоты (иначе часто будете слышать, что Ваш ребенок как курица лапой пишет).
Наследственный фактор также имеет значение, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Он может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школьном возрасте.
К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту.
Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье.
Также причинами развития у младших школьников нарушений речи могут быть несформированность произвольных форм деятельности, а также неустойчивость эмоциональной сферы и педагогическая запущенность.
Первые признаки развития дисграфии и дислексии может заметить учитель при обучении ребёнка чтению и письму. Необходимо иметь в виду, что все ошибки, которые можно отнести к дисграфическим и дислексическим, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.
Не расстраивайтесь, если у Вашего ребенка есть те или иные предпосылки для нарушения чтения или письма. При своевременной диагностике и коррекции Вы можете значительно облегчить ему процесс обучения и сделать из него хорошиста и даже отличника.
Необходимо посетить консультации логопеда или дефектолога и психолога. В зависимости от того, каковы причины, обуславливающие проблемы в обучении, показаны занятия либо с одним специалистом, либо с несколькими одновременно. После консультаций, если ваше подозрение нашло своё подтверждение, и ребёнок начал посещать занятия с логопедом учителю класса, необходимо поддерживать постоянный контакт с логопедом и оказывать ему содействие в работе.