Марина Владимировна Епишкина
Консультация для воспитателей «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Предупреждение дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»
Одним из основных факторов риска для жизни и здоровья детей остается дорога, дорожно-транспортные происшествия. С каждым годом проблема детского травматизма на дорогах становится все острее. Ребенок, оказавшись на улице, автоматически попадает в зону опасности. ДТП - самая частая причина гибели детей на улице. Одной из самых частых причин ДТП является неумение применять на практике правил дорожного движения. Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Так как проблема по сохранению безопасности и здоровья детей актуальна с самого раннего возраста, я считаю, что обучать детей правилам дорожного движения нужно с детского сада. Особенности детской психики - фрагментарность внимания, фиксация на одном предмете увеличивают незащищенность ребенка. Поэтому необходимо не вооружать детей готовыми рецептами поведения на все случаи жизни, а учить их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.
Публикация «Консультация для воспитателей „Предупреждение дорожно-транспортного травматизма в ДОУ“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Наш детский сад для детей с разными формами туберкулезной инфекции, нужно отметить, что дети посещают учреждение со всех районов и микрорайонов нашего города, как отдаленных, так и близких, поэтому они выступают в роли пешеходов, пассажиров и водителей велосипедов. Поэтому возникла необходимость в разработке собственных мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, но серьезной и систематической работой по данной тематике наше учреждение занимается уже шесть лет. Педагогами ДОУ возникла необходимость в создании целостной системы профилактической работы по ДДТТ, которая нашла свое отражение в проектной деятельности «Дети - пешеходы». Данная работа предусматривала организацию учебно-воспитательного процесса, включающего информацию о правилах дорожного движения, вопросы и практические задания, которые требовали активизации мыслительной деятельности детей, приобретение знаний и логических умений, их последовательного развития, а также умения использовать полученные знания на практике.
Актуальность предполагаемого проекта заключалась в обеспечении персональной безопасности детей на дорогах города и сохранении их здоровья.
Цель проекта: Профилактика детского травматизма на дорогах города; создание условий для обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах и сохранения здоровья; распространение опыта работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В процессе работы над данным проектом мы решали следующие задачи: создание условий для обучения детей безопасному поведению на дорогах; создание условий для развития познавательного интереса к знаниям ПДД; создавать условия для формирования у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их, а в случае попадания в такие ситуации, выйти из них с меньшим вредом для себя и окружающих; воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе детей, организация и проведение массовых мероприятий по пропаганде правил дорожного движения и разработка методических пособий.
В процессе педагогической деятельности по этому направлению почти сразу возникла необходимость тесного сотрудничества с участниками проекта - родителями и педагогами других образовательных учреждений города, инспекторами ГИБДД.
Работа над проектом предполагала три аспекта взаимодействия с ребенком: ребенок-пешеход, ребенок - пассажир городского транспорта, ребенок водитель транспортных средств. Для осуществления данной деятельности разработали тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Закрепление материала происходит через использование интегративной деятельности по предупреждению ДДТТ : викторины, минутки безопасности, организация соревнований, КВН, игры – эстафеты, игры различной направленности для детей, моделирование ситуаций на дороге, досуги, развлечения, праздники, практикумы для родителей, алгоритмические игры с моделями действий во время проблемных ситуаций, выставки детских рисунков и работ, образовательная деятельность по изучению ситуационного минимума поведения, чтение художественной литературы и другое. Результатом работы проекта «Дети-пешеходы» стала презентация опыта работы по ПДД, участие и победа в республиканском конкурсе - «Дорога без опасности», а также получение статуса республиканского центра по обучению дорожной грамоте детей и подростков. В рамках работы Центра нами была предусмотрена система мероприятий по профилактике ПДД и обучению детей, предусматривающая систематическую, планомерную работу со всеми участниками проекта, которая отражалась в годовом планировании. Также разработали и реализовали проект: «Использование информационно-игрового модуля по профилактике ДДТТ», в основе которого лежат мультимедийные уроки, построенные на модульном принципе. Главным героем является Светофорчик, от имени которого детям предлагаются игровые и практические задания. Модульные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности (он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка); в интересной, игровой форме обогащать словарь устной и письменной речи; развивать коммуникативные умения (способность свободно общаться и высказывать свою мысль); познавательный интерес и активность (любая тема требует от детей актуализации опыта реальной жизни). В центре внимания находится личностно-ориентированное отношение к ребенку и связанные с ним педагогика сотрудничества и развития. Стимулом для работы становится не доминирующая роль педагога, а собственное желание детей.
На данном этапе нами продолжается активная работа по профилактической работе по предупреждению ДДТТ. В детском саду существует тематическое планирование на учебный год, в котором неделя отведена дорожной безопасности во всех возрастных группах. В неделях творческих каникул так же проводится работа по предупреждению ДДТТ. Одной из форм работы по ПДД является театрализованная деятельность, где дети в игровой форме получают необходимые знания. Театрализованная сказка «В гостях у царя Светофорчика»» была поставлена с детьми подготовительной группы для всех воспитанников детского сада и их родителей.
На территории детского сада имеется разметка пешеходных переходов. Для оформления уголков и наглядного материала используется оборудование изготовленное руками педагогов и воспитанников (папки-передвижки, памятки, буклеты и другое). Организуя столь важную роль по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. С родителями проводим различные мероприятия: конкурс газет в ДОУ по ПДД; интерактивная игра «Красный, жёлтый и зелёный»; дискуссионный клуб «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»; совместная викторина детей и родителей старшего дошкольного возраста «Примерный пешеход»; семинар-практикум «Я и мой ребёнок - пешеходы»; изготовление атрибутов к дидактическим и подвижным группам; изготовление светофоров из бросового материала среди групп ДОУ.
Таким образом, система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты. Я считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Список литературы:
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.
3. Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. - М., 2004.
4. Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
5. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб., издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
6. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
7. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
8. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. - М., 2006.
9. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
10. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.
11. Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
12. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».
13 .Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М. : Центр педагогического образования, 2007.