МААМ-картинки

Предотвращение конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ

Слизова Кристина
Предотвращение конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Предотвращение конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ».

Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.

Участниками конфликта могут быть :

• Администрация (заведующая, старший воспитатель).

Педагоги (воспитатели, узкие специалисты)

Публикация «Предотвращение конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ» размещена в разделах

• Родители.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты и причины их возникновения:

1. Воспитатель — воспитатель

Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.

2. Старший воспитатель — воспитатель

Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.

3. Заведующий — старший воспитатель

Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.

4. Администрация — воспитатель

Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

5. Воспитатель — родитель

Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

6. Родитель — Администрация

Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.

Способы регулирования конфликтов :

1. Соперничество (соревнование, конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть, это тип человека, который всегда прав.

2. Компромисс означает, что с самого начала вы готовы уступить, хотя бы и в чем-то малом. Суть этого стиля заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках.

3. Приспособление означает в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

4. Избегание Ваше кредо – “вовремя уйти”, вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

5. Сотрудничество. Стиль сотрудничества можно использовать, если отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны.

Упражнение «Найди правильный ответ»

«избегание» :

«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

«приспособление» : «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

«компромисс» : «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

«соперничество» : «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

«сотрудничество» : «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

Упражнение «Яблоко и червячок» (диагностическое)

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь, когда давайте определим, к какому способу выхода из конфликтной ситуации относятся ваши ответы (обсуждение)

Примеры ответов участников:

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Тест «30 пословиц»

Оцените каждое суждение по 5-ти бальной шкале. 5-4 – соответствует вашему мнению, 2-1 – не соответствует вашему мнению.

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь – не поедешь.

9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.

11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Добро слово победит.

19. Ты – мне, я – тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из истины, которой обладает другой.

21. Кто спорит – ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает – тот обращается в бегство.

23. Ласковый теленок двух мамок сосет.

24. Кто дарит – друзей наживает.

25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решить конфликт – избежать его.

27. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над злом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы.

Обработка:

Сложите баллы соответствующие номерам утверждений, написанных в столбце под названием стиля поведения.

Сравните полученные баллы всех стилей между собой; стиль поведения, получивший наибольшее количество баллов — является вашим стилем поведения в конфликтной ситуации.

«черепашка» «акула» «медвежонок» «лиса» «сова»

1 2 3 4 5

6 7 8 9 10

11 12 13 14 15

16 17 18 19 20

21 22 23 24 25

26 27 28 29 30

Интерпретация:

1-й тип «черепашка» (уклонение).

У людей такого типа – большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа поддерживает вас, а в сложной ситуации может отойти от вас.

2-й тип – «акула» (соревнование).

Для людей этого типа главное – их цель, их работа. Их не волнует отношение коллег («Ваша любовь мне ни к чему»). Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» — надо лишь ограничить ее притязания. «Акулы» очень важны для коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могут вывести коллектив из сложной ситуации.

3-й тип – «медвежонок» (приспособление).

Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе хорошо друг к другу относились. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рожденья, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для них наиболее важным оказываются человеческие отношения.

4-й тип – «лиса» (компромисс).

Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «не подмажешь – не поедешь»).

5-й тип – «сова» (сотрудничество).

Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.

Упражнение «Конфликтные ситуации».

Каждая группа получает задание: разыграть конфликтную ситуацию в педагогическом коллективе.

КОНФЛИКТ ПЕДАГОГ-АДМИНИСТРАЦИЯ :

Педагог приходит к заведующему ДОУ и высказывает свое недовольство по поводу завышенных требований и неадекватной оценки труда.

КОНФЛИКТ ПЕДАГОГ-ПЕДАГОГ :

Пример 1

В ДОУ после декретного отпуска вышла музыкальный руководитель, имеющая большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда музыкальный руководитель занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы. Педагог игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес коллеги. Конфликт мог перерасти на личностный уровень. Как можно конструктивно решить этот конфликт?

Пример 2

В детском саду назрел конфликт между воспитателями одной группы - с опытом и молодым специалистом. На протяжении нескольких месяцев молодой специалист-воспитатель работала неплохо: ее деятельность соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Воспитатель с опытом регулярно давала рекомендации по улучшению качества работы молодому специалисту, делилась новыми разработками. Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшей коллеги, действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который быстро перерос в выяснение отношений. Как решить данный конфликт?

КОНФЛИКТ ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ :

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители сильно возмущались, что его только что купленная одежда очень грязная, и обвинили педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель в шутливой форме предложила попробовать родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Ситуация 3

Ребенок берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, родителей детей из группы, но не своего ребенка.

Ситуация 4

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметила, что он все время хочет быть на первых ролях.

Притча о сплетнях…

Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

- Три сита?

- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

- Да нет, я просто слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты.

Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет, напротив…

- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет никакой необходимости…

- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.

Зачем тогда говорить это?

Упражнение «Аплодисменты»

Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

До новых встреч!

Публикации по теме:

Сказкотерапия как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ Старший воспитатель МДОУ – Центр развития ребёнка – детский сад № 35 Кошкина Наталья Александровна «Сказкотерапия, как один из способов.

Использование русских народных игрушек в педагогическом процессе современных ДОУ Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала.

Какие признаки свидетельствуют о том, что в коллективе ДОУ отсутствует дух сотрудничества и взаимодействия Испытывая потребность в каком-либо виде деятельности, общество создает соответствующие организации, призванные удовлетворить эту потребность.

Консультация для педагогов «Польза квестов в педагогическом процессе ДОУ» Вашему вниманию предлагаю консультацию для педагогов на тему: "Польза квестов в педагогическом процессе ДОУ". В этой консультации рассказано.

Педагогическая работа по профилактике и разрешению конфликтов между детьми в ДОУ В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются.

Предотвращение утомления у детей дошкольного возраста с ОНР В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО, квалификационная коррекция недостатков в физическом и психическом.

Проведение мини-игр с педагогами ДОУ на педагогическом совете Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Проведение.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе» Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ" Цель: Дать представление о конфликтах, возникающих в педагогическом.

Семинар-практикум для педагогов «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе» Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования детей «ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» Осман В. И. ,.

Управление конфликтом в педагогическом коллективе Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предотвращение конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ
Опубликовано: 27 января 2019 в 20:40
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предотвращение конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Слизова Кристина (УИ 1341239) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД