МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Польза квестов в педагогическом процессе ДОУ»

Климкина Анна
Консультация для педагогов «Польза квестов в педагогическом процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Вашему вниманию предлагаю консультацию для педагогов на тему : "Польза квестов в педагогическом процессе ДОУ". В этой консультации рассказано о пользе проведения квестов с детьми, родителями и педагогами. Представлена методика организации и проведения квест-занятия для дошкольников,типология квестов и много другой полезной информации.

Публикация «Консультация для педагогов „Польза квестов в педагогическом процессе ДОУ“» размещена в разделах

Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.

Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.

Значение квест-игр в детском саду

Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Интерактивная игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Квест — это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия. Важным преимуществом технологии является то, что она не требует специальной подготовки педагога или дорогостоящих инвестиций, главное — искреннее желание творить и экспериментировать вместе с детьми. Однако, для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм.

В квесте воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.

Значение квест-игр :

-обучают умению планирования и прогнозирования;

-закладывают основы самоанализа;

-воспитывают навыки коллективного сотрудничества;

-развивают волевые качества и целеустремлённость;

-создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения;

-способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.

Задачи квест-игр

-активизировать интерес к познанию окружающего мира;

-помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;

-создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;

-воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;

-способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;

-стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);

социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);

художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т. д.);

познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.);

театрально-музыкальной;

восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

Приёмы

С вышеуказанными видами деятельности напрямую связаны и приё мы:

-дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;

-арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);

-интеллектуальные викторины;

-задания творческого характера;

-загадки, кроссворды, ребусы;

-конструирование, моделирование;

-экспериментирование.

Методика организации и проведения квест-занятия для дошкольников

Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму квеста, как геокэшинг — игра с элементами ориентирования на открытой местности, сценарий которой связан с поиском тайных сокровищ пиратов.

Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:

20–25 минут для младших дошкольников;

30–35 минут для воспитанников средней группы;

40–45 минут для старших дошкольников.

Типология квестов :

Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.

Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.

Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д. Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.

Этапы прохождения квеста

Игровые события квеста разворачиваются в определё нной последовательности:

Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества. Организационная часть квеста также включает :

распределение детей на команды;

знакомство с правилами;

раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.

Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:

-Что вызвало наибольший интерес?

-Что узнали нового?

-Что показалось трудным?

-Довольны ли вы своими результатами?

-Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

Примеры оформления игрового маршрута

-Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.

-«Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.

-Карта — изображение маршрута в схематической форме.

-«Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.

-«Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.

-«Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:

заморозить в кубике льда;

написать «секретное письмо» — ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;

положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;

искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;

спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;

спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.

Рекомендации воспитателю по проведению и организации квест-игр

Алгоритм работы над программным содержанием игры:

Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:

Какие задачи наиболее важны для детей?

Какие темы были бы действительно актуальными?

Что дети моей группы не знают и не умеют делать?

Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?

Какой результат хотелось бы видеть?

Сформулировать цели и задачи.

Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.

Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций). Требования к сценарию:

первое задание не должно быть слишком сложным, его задача — заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;

поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления;

зоны игрового маршрута не должны пересекаться;

игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными;

целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию).

задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.

Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:

продумать методику проведения игровых испытаний;

подготовить презентацию для вводной части;

продумать музыкальное оформление;

подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.

О чём нужно помнить при подготовке квеста :

Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.

Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.

Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.

Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!

Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.

Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.

Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.

Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.

В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

Как провести открытое квест-занятие в ДОУ

Открытое квест-занятие проводится для того, чтобы продемонстрировать коллегам, а также родителям своих воспитанников позитивные практические наработки по использованию современной игровой технологи. Воспитатель наглядно представляет оригинальные способы организации и проведения квест-игры, авторские сценарные задумки и методические пособия, презентует комплекс интересных заданий, делится педагогическим опытом, приглашает к обсуждению инновационной методики и обмену мнениями.

Выбор темы для открытого показа или процесс подготовки ничем не отличается от работы над обычным занятием в формате квест-игры, и всё же открытое квест-занятие должно соответствовать определё нным условиям:

Высокий уровень профессиональной подготовки педагога, проводящего квест-игру.

Ориентация на обучающую работу с педагогами и психологами, включая методические мастер-классы и передачу инновационного опыта в процессе итогового обсуждения квест-методики.

Презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования по использованию интерактивной игры в работе с воспитанниками.

Демонстрация эффективности игровой технологии, соответствующей требованиям ФГОС.

Необходимость психологической подготовки ребят к присутствию большого количества посторонних людей.

Основными критериями качественного квеста являются :

соблюдение правил безопасности;

оригинальность замысла темы и сценария;

логичность заданий и целостность сюжета;

создание привлекательного и яркого игрового пространства.

Квест для педагогов и воспитателей детского сада

Игровая технология успешно используется в методической работе над профессиональным совершенствованием педагогов. Квесты помогают воспитателям, психологам, логопедам познакомиться с инновационной образовательной технологией, апробировать новую методику, поделиться интересными творческими идеями, наконец, вспомнить детство и самостоятельно пройти игровые испытания, окунувшись в атмосферу веселья и радости. «Творческие бусы» — каждая бусинка означает одно из качеств педагога нового поколения.

«Моя профессия — педагог» — написать эссе о своём педагогическом кредо, составить творческий коллаж.

«Кроссворды о детях» — решить ребусы по правовым вопросам защиты интересов ребёнка.

Деловая игра «Развивающая среда для ребёнка» — требуется назвать принципы организации предметно-развивающей среды в рамках современной образовательной концепции, обозначить недостатки традиционного подхода.

«В поисках интересных идей» — конкурс на лучшее оформление и оснащение групповых помещений.

«Советы мудрецов» — воспитатели представляют авторские методические разработки, делятся любопытными творческими находками по поводу оформления группы.

Итоговая игра «Прямой эфир»участники в форме интервью отвечают на вопросы: что нового вы для себя открыли, какие выводы сделали?

Таким образом мы можем сделать выводы о том что:

Квест — это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности. Команда учится действовать сообща, помогать слабому и опираться на сильного, переживать друг за друга. Важным является то, что родители активно включаются в жизнь своих детей. Всё это способствует возникновению доверительных отношений между семьями воспитанников и педагогами, а также улучшает взаимопонимание между детьми и родителями.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ» Подготовил: инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 68 Ермакова С. Н. Инновационные технологии в образовании, что это такое? Инновация.

Консультация для воспитателей «Правила составления квестов для детей» КВЕСТЫ в России развивались с 2013 года. Но первые игры, созданные специально для детей, начали появляться в нашей стране только в 2015.

Использование русских народных игрушек в педагогическом процессе современных ДОУ Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала.

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание детей в ДОУ» «Консультация для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание детей в ДОУ"» Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя Берегите.

Консультация для педагогов «Организация игр-квестов в дошкольном учреждении» МДОУ детский сад общеразвивающего вида №124 Консультация для педагогов: «Организация игр-квеста в дошкольном учреждении» Подготовила:.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогическая поддержка педагогов и воспитателей ДОУ с помощью релаксации» Здоровый педагог - здоровый ребенок: психологический аспект. Если задать вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев.

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольников» Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого не возможно гармоническое развитие ребенка.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие художественно-творческих способностей у детей в процессе продуктивной деятельности» Цель: ознакомление педагогов с опытом своей работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной.

Виды квестов в ДОУ Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Польза квестов в педагогическом процессе ДОУ»
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 16:34
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Польза квестов в педагогическом процессе ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Климкина Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД