Климкина Анна
Консультация для педагогов «Польза квестов в педагогическом процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию предлагаю консультацию для педагогов на тему : "Польза квестов в педагогическом процессе ДОУ". В этой консультации рассказано о пользе проведения квестов с детьми, родителями и педагогами. Представлена методика организации и проведения квест-занятия для дошкольников,типология квестов и много другой полезной информации.
Публикация «Консультация для педагогов „Польза квестов в педагогическом процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.
Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.
Значение квест-игр в детском саду
Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Интерактивная игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.
Квест — это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия. Важным преимуществом технологии является то, что она не требует специальной подготовки педагога или дорогостоящих инвестиций, главное — искреннее желание творить и экспериментировать вместе с детьми. Однако, для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм.
В квесте воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.
Значение квест-игр :
-обучают умению планирования и прогнозирования;
-закладывают основы самоанализа;
-воспитывают навыки коллективного сотрудничества;
-развивают волевые качества и целеустремлённость;
-создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения;
-способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.
Задачи квест-игр
-активизировать интерес к познанию окружающего мира;
-помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;
-создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;
-воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;
-способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;
-стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:
игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);
социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);
художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т. д.);
познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.);
театрально-музыкальной;
восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.
Приёмы
С вышеуказанными видами деятельности напрямую связаны и приё мы:
-дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;
-арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);
-интеллектуальные викторины;
-задания творческого характера;
-загадки, кроссворды, ребусы;
-конструирование, моделирование;
-экспериментирование.
Методика организации и проведения квест-занятия для дошкольников
Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму квеста, как геокэшинг — игра с элементами ориентирования на открытой местности, сценарий которой связан с поиском тайных сокровищ пиратов.
Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:
20–25 минут для младших дошкольников;
30–35 минут для воспитанников средней группы;
40–45 минут для старших дошкольников.
Типология квестов :
Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.
Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д. Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.
Этапы прохождения квеста
Игровые события квеста разворачиваются в определё нной последовательности:
Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества. Организационная часть квеста также включает :
распределение детей на команды;
знакомство с правилами;
раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:
-Что вызвало наибольший интерес?
-Что узнали нового?
-Что показалось трудным?
-Довольны ли вы своими результатами?
-Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?
Примеры оформления игрового маршрута
-Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
-«Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
-Карта — изображение маршрута в схематической форме.
-«Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
-«Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.
-«Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:
заморозить в кубике льда;
написать «секретное письмо» — ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;
положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;
искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;
спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;
спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.
Рекомендации воспитателю по проведению и организации квест-игр
Алгоритм работы над программным содержанием игры:
Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:
Какие задачи наиболее важны для детей?
Какие темы были бы действительно актуальными?
Что дети моей группы не знают и не умеют делать?
Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?
Какой результат хотелось бы видеть?
Сформулировать цели и задачи.
Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.
Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций). Требования к сценарию:
первое задание не должно быть слишком сложным, его задача — заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;
поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления;
зоны игрового маршрута не должны пересекаться;
игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными;
целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию).
задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.
Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:
продумать методику проведения игровых испытаний;
подготовить презентацию для вводной части;
продумать музыкальное оформление;
подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.
О чём нужно помнить при подготовке квеста :
Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.
Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.
Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.
Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!
Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.
Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.
Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.
Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.
Как провести открытое квест-занятие в ДОУ
Открытое квест-занятие проводится для того, чтобы продемонстрировать коллегам, а также родителям своих воспитанников позитивные практические наработки по использованию современной игровой технологи. Воспитатель наглядно представляет оригинальные способы организации и проведения квест-игры, авторские сценарные задумки и методические пособия, презентует комплекс интересных заданий, делится педагогическим опытом, приглашает к обсуждению инновационной методики и обмену мнениями.
Выбор темы для открытого показа или процесс подготовки ничем не отличается от работы над обычным занятием в формате квест-игры, и всё же открытое квест-занятие должно соответствовать определё нным условиям:
Высокий уровень профессиональной подготовки педагога, проводящего квест-игру.
Ориентация на обучающую работу с педагогами и психологами, включая методические мастер-классы и передачу инновационного опыта в процессе итогового обсуждения квест-методики.
Презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования по использованию интерактивной игры в работе с воспитанниками.
Демонстрация эффективности игровой технологии, соответствующей требованиям ФГОС.
Необходимость психологической подготовки ребят к присутствию большого количества посторонних людей.
Основными критериями качественного квеста являются :
соблюдение правил безопасности;
оригинальность замысла темы и сценария;
логичность заданий и целостность сюжета;
создание привлекательного и яркого игрового пространства.
Квест для педагогов и воспитателей детского сада
Игровая технология успешно используется в методической работе над профессиональным совершенствованием педагогов. Квесты помогают воспитателям, психологам, логопедам познакомиться с инновационной образовательной технологией, апробировать новую методику, поделиться интересными творческими идеями, наконец, вспомнить детство и самостоятельно пройти игровые испытания, окунувшись в атмосферу веселья и радости. «Творческие бусы» — каждая бусинка означает одно из качеств педагога нового поколения.
«Моя профессия — педагог» — написать эссе о своём педагогическом кредо, составить творческий коллаж.
«Кроссворды о детях» — решить ребусы по правовым вопросам защиты интересов ребёнка.
Деловая игра «Развивающая среда для ребёнка» — требуется назвать принципы организации предметно-развивающей среды в рамках современной образовательной концепции, обозначить недостатки традиционного подхода.
«В поисках интересных идей» — конкурс на лучшее оформление и оснащение групповых помещений.
«Советы мудрецов» — воспитатели представляют авторские методические разработки, делятся любопытными творческими находками по поводу оформления группы.
Итоговая игра «Прямой эфир» — участники в форме интервью отвечают на вопросы: что нового вы для себя открыли, какие выводы сделали?
Таким образом мы можем сделать выводы о том что:
Квест — это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности. Команда учится действовать сообща, помогать слабому и опираться на сильного, переживать друг за друга. Важным является то, что родители активно включаются в жизнь своих детей. Всё это способствует возникновению доверительных отношений между семьями воспитанников и педагогами, а также улучшает взаимопонимание между детьми и родителями.
Спасибо за внимание!