Елена Баранова
Использование русских народных игрушек в педагогическом процессе современных ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой – черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа.
Публикация «Использование русских народных игрушек в педагогическом процессе современных ДОУ» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Русская народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающееся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.
В народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым (кукла прикреплялась на шест к дому, собирала взрослых на праздник).
В сюжетной игрушке отображен мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которыми сталкивается ребенок в повседневной жизни. Традиционные для изобразительного народного искусства фигуры женщины, коня, петуха, медведя, представленные как в игрушке, так и в вышивке, резьбе, показывают органическую связь игрушки с народным искусством. В ней, как и в вышивке, эти фигуры трактуются в условном, сказочном плане.
Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества : она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых. Эти качества сохраняются в народной игрушки и в дальнейшем, с возникновением и развитием кустарного промысла.
В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, - в этом большая сила ее влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.
Есть среди этих игрушек и такой тип ее, в котором познавательный момент выведен ясно и отчетливо. Однако применение познавательного принципа в народной игрушке ограничено, что резко отдаляет ее от пособия, в то время как в фабричной игрушке это отличие зачастую стирается.
Какие же воспитательные ценности несет с собой народная игрушка? В народной игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении : брызжущая красками глиняная дымковская игрушка, солнечная деревянная семеновская игрушка, праздничные, яркие красные городецкие кони.
Народная русская игрушка бодрая, жизнерадостная. Много подлинного юмора вложил народ в свою игрушку. Веселые клоуны, паяц на веревочке, бодающиеся бараны, летающие птички, с вращающимися при этом перышками на хвосте и многие другие приводят ребенка в восторг. И об этой радости, детском смехе от неожиданного движения, звучания знает мастер, и ему самому весело создавать эти игрушки.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Образом и незамысловатой, но остроумной техникой движения, звучания, своей сказочной, декоративной трактовкой. Многие игрушки – это подлинная сказка. Таковы все дымковские звери, птицы (индюки и гуси в золоте и в ярких сборках, пятнистые и полосатые кони).
Народная игрушка говорит о том, что народ – тонкий психолог, который умеет видеть и понимать ребенка таким, каков он есть, с его интересами и потребностями.
Народная педагогика создала все основные типы игрушек для каждого возраста: погремушки для детей раннего возраста (с шумом, движением, яркой окраской); замечательные каталки для малыша 2-4 лет (городецкие коньки, семеновские петушки, кировские вертушки и др.). Лошадей и других животных ставили на колеса, чтобы удовлетворить потребность ребенка в движении. Размер игрушки для детей этого возраста должен быть крупным, так как малыш в игре с игрушкой – центральное действующее лицо. Для более старших – наборы сложнее по содержанию (животные – богородские деревянные и загорские из папье-маше, разборные игрушки и т. д.)
Мяч, обруч являются древнейшими народными игрушками, созданными одновременно у разных народов. Мы их встречаем в древнем Египте, в античных игрушках. Бабенские токари создают своеобразные «дидактические» разборные игрушки : пирамидки, матрешки, складные яйца, бочонки и т. п. Эта игрушка по цвету, форме, размеру не имеет себе равной на западном рынке. В оформлении народной игрушки мы видим, что мастер учитывает особенности возраста детей: более упрощенная, условная по форме, цвету игрушка для малышей – свистульки, городецкие кони, и более реалистическая для старших – богородская резьба.
Народная игрушка не только радует, забавляет, не только эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Даже в веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т. д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых.
Эстетическое в игрушке, без нарочитого намерения приспособляться к вкусам детей, несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа. Это дает народная игрушка каждой национальности. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства : упрощенность и четкая ритмичность формы декоративной росписи, орнаментальность: неудержимая яркость и благородная сдержанность в подборе цвета, которые связаны с местными традициями в оформлении.
Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому разумению и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Это возбуждает в детях большой интерес и толкает на техническое изобретательство.
В народной русской игрушке интересно разрешена проблема реализма. Реализм в искусстве для детей – это ценное начало которое обеспечивает простое и правдивое искусство. Взволновать автора и то чувство, часто наивное, но вполне искреннее, которое вкладывает мастер в свое произведение, дают здоровый реализм, на котором базируется и сказка, и декоративно праздничная нарядная дымковская игрушка, семеновская и городетская игрушка. Реальная основа сказки и здесь на лицо. Упрощенность, неполнота изображения (городецкие коньки, яркость вовсе не лишают игрушку ощущения реального образа, даже напротив, делают его ощутимее, так как концентрируют внимание ребенка на основном и подают основное с предельной четкостью.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрешки, придумывать сказки.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображение человека, животных, птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.
Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Народ в игрушке дает ребенку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребенку, учит видеть и понимать окружающую жизнь. Эти качества, так ярко выступающие в русской народной игрушке, требуют от нас внимательного ее изучения, возрождения народной игрушки, широкого ее использования в педагогической практике.
Национально-региональный компонент образовательного стандарта в педагогическом процессе современных ДОУ Мордовии предусматривает следующие направления работы:
• Краеведческое – знакомство с историей, достопримечательностями, культурой, республиканской символикой;
• Художественно-речевое – изучение родного и русского языков, ознакомление с фольклорным наследием;
• Эстетическое – приобщение детей к изобразительному и декаративно-прикладному наследию мастеров края;
При осуществлении национально-регионального компонента образовательного стандарта прослеживается национальные и региональные особенности в таких видах детской деятельности как:
• Художественно-эстетическая (интонирование народных песен, игра на народных музыкальных инструментах, исполнение мордовских народных танцев);
• Игровая деятельность (проведение народных игр, изготовление игрушек своими руками).
Помимо этого в ДОУ организуются специальные уголки для приобщения детей к народному творчеству, а также знакомство детей с русскими и мордовскими игрушками.
В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир.
Создавая эстетическую развивающую среду как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты, необходимо помнить, что должна включать эта среда:
Внутреннее убранство помещений учреждения, где живут и воспитываются дети ( окраска всех поверхностей: стен, потолков, пола) должна быть спокойных тонов; не создавать яркого цветового фона, с которым бы не вступали в спор мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества;
Соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей: все книги, игрушки, предметы и материалы для разнообразных игр и занятий должны быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом;
Произведения (репродукции) живописи, графики, народного искусства как важного фактора формирования личности и эстетического отношения.
Все больше и больше в наш быт входит народное искусство, искусство рукотворное, облагораживающее быт, делающее его радостнее, уютнее, приятнее для глаза. Детский интерьер, кроме того, должен обогатиться изделиями самодеятельного ремесла воспитателей и, конечно, детей. В этом большая воспитательная сила народного прикладного искусства. Народному, традиционному искусству сейчас придается особо большое значение. Необходимо, чтобы народное искусство органично входило в детский интерьер как можно раньше и как можно качественнее.
К созданию эстетической предметной среды необходимо активно привлекать детей вызывая их на совместное обсуждение и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой активности у детей будут формироваться художественные эстетические чувства, способности. Эстетическая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей.
Большое значение в жизни ребенка имеет игрушка. В детском учреждении игрушки широко представлены разными видами и являются неотъемлемой частью интерьера. Развивающая эстетическая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (дымковские, филимоновские, богородские игрушки). Их рассматривание способствует активизации и развитию познавательной и творческой деятельности ребенка. Яркие, необычные игрушки активизируют самостоятельную деятельность ребенка. Необходимо умело и тактично, ненавязчиво направлять эту деятельность детей: воспитатель, родители могут включаться в процесс рассматривания, обратив внимание на гладкость поверхности натурального дерева (богородская игрушка, подвижность частей, возможность действий с игрушкой.
Народные игрушки из дерева и глины уже давно используются как национальные сувениры, как элементы украшения интерьера. Это и понятно, так как для малышей сейчас выпускается огромный ассортимент более легких, красочных небьющихся, оригинальных игрушек. Игрушка из дерева и глины в основном служит дидактическим целям на занятиях, но нередко украшает уголок народного искусства в группе, в зале, методическом кабинете. Если игрушка-образец хорошо видна ребенку, если она с выдумкой, грамотно сочетается с другими (в сюжетной композиции, хорошо освещена, ее эстетическая роль высока. В оформлении уголка народного искусства используются родственные изделиям материалы – ткани (ситец народной набойки, холст, лен, дерево, керамика, соломка и другой природный материал в сочетании с изделиями народного искусства данной местности.
Взрослые и дети должны по-хозяйски создавать и поддерживать эстетику своего быта. Важно приобщать детей к организации интерьера, обращать их внимание на целесообразность и красоту размещения произведений искусства и обстановки. Дети участвуют в уборке помещения, сервировке стола, ухаживают за растениями и животными, следят за порядком и чистотой. В целом программные требования предусматривают воспитание у детей культуры поведения и быта, знакомят с материалами, из которых выполнены вещи, их социальной значимостью и бережным к ним отношением. Но этого мало для полноценного эстетического воспитания.
Радость познания и творчества в искусстве сшиты воедино. Приобщение детей не только к восприятию красоты, но и к процессу, создания своими руками полезного и красивого имеет большую воспитательную ценность, нравственно-эстетическое значение.
Важно, чтобы дети и воспитатели умели выполнять оригинальные, красивые и полезные предметы, предназначенные для интерьера.
Декоративно-оформительская работа детей требует соответствующего обеспечения материалами и инструментами.
Включение в среду изобразительных материалов вызывает творческую активность детей; эстетически организованная среда должна включать экспозицию произведений изобразительного искусства (репродукции картин художников, произведения народного искусства, книжной графики, народные игрушки, произведений детского творчества). Последние должны стать неотъемлемой частью интерьера группы, музыкального зала, изостудии, холлов.
В групповой комнате должны быть созданы условия для самостоятельной художественно-творческой деятельности – уголок, центр, мастерская и т. д.
Прежде всего это наличие разнообразных материалов, оборудование места работы. Разнообразие видов деятельности требует широкого ассортимента материалов.
Материал для рисования: бумага, простые карандаши, цветные карандаши, ластик, восковые мелки, пастель, фломастеры, акварель, гуашевые краски, палитра, кисти, баночки для воды, салфетки, подставка для кисти.
Материал для лепки: глина, пластилин, стеки, доска для лепки, печатки для украшения работ, салфетка.
Материал для аппликаций: бумага разной фактуры, картон, клейстер, кисть, клей, ножницы, простой карандаш.
Каждое дошкольное учреждение с учетом рекомендаций создает свою предметно-развивающую среду в силу своих материальных возможностей, в зависимости от склонностей и интересов педагогов и детей. Эстетическая среда должна создавать у детей радостное настроение и способствовать их художественно-творческому развитию.