Ольга Николаева
Какие признаки свидетельствуют о том, что в коллективе ДОУ отсутствует дух сотрудничества и взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Какие признаки свидетельствуют о том, что в коллективе ДОУ отсутствует дух сотрудничества и взаимодействия
Испытывая потребность в каком-либо виде деятельности, общество создает соответствующие организации, призванные удовлетворить эту потребность. Основной организационной ячейкой такой организации является малая группа - трудовой коллектив. Трудовой коллектив - это объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных совместной деятельностью и решающих под руководством одного и того же руководителя общую производственную задачу. Общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах дополняют межличностные взаимоотношения.
Публикация «Какие признаки свидетельствуют о том, что в коллективе ДОУ отсутствует дух сотрудничества и взаимодействия» размещена в разделах
Сущность межличностных отношений заключается во взаимодействии человека с человеком. Следовательно, специфической чертой межличностных отношений является эмоциональная основа. Это значит, что такие взаимоотношения возникают и складываются на основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу и, проявляются на трё х эмоциональных уровнях: в аффектах, эмоциях, чувствах, набор которых можно свести в две группы: конъюнктивные - сюда относят сближающие и объединяющие чувства, при которых субъекты отношений демонстрируют готовность и желательность сотрудничества, совместных действий; Дизъюнктивные - сюда относят разъединяющие людей чувства, когда отсутствует желание к сотрудничеству, взаимодействие становится невозможным.
Межличностные отношения являются базой в формировании социально - психологического климата в коллективе. Существенным показателем особенностей межличностных отношений в коллективе являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обращения - приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов - характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем социально-психологического климата.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы формальных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Естественно, что набор конкретных чувств безграничен. Однако все их можно объединить в две большие группы:
1) соединяющие - сюда относятся чувства сближающие людей, объединяющие их. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т. д. Среди таких чувств чаще всего называют симпатию, дружбу, любовь;
2) разъединяющие - сюда относятся разделяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как непереносимый объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и общению. Среди таких негативно окрашенных чувств выделяют антипатию, вражду, ненависть. Интенсивность того и другого рода чувства может быть весьма различной.
В процессе работы в рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений: дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии; дружеское соревнование в виде соперничества в отдельных сферах, в рамках в целом позитивных взаимоотношений; невмешательство, дистанцирование друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества; соперничество, ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанное на общем взаимном недоверии; кооперация антагонистов — соперничество в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу.
Таким образом, межличностные отношения в коллективе - это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция межличностных отношений - это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие взаимодействия. Межличностные отношения выступают необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Образовательные учреждения в этой связи занимают первое место, так как обучение человека обычно происходит в то время, когда у него происходит становление различных психических процессов, которые в последствии формируют его личность. Изучением межличностных отношений в педагогическом общении занимались такие ведущие специалисты в этой области как А. А. Бодалев, В. А. Горянина, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик.
При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив ДОУ в то же время имеет и свои специфические особенности. Главная отличительная особенность педагогического коллектива ДОУ состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути коллективы учебных заведений дают для учащихся первоначальное представление о коллективе взрослых, о его системе взаимоотношений, совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.
Межличностные отношения в педагогическом коллективе, как и в любом другом, могут быть кооперативным и конкурентным. Эти стратегии отношений названы личностно-развивающей и личностно-тормозящей.
Применение этих стратегий на протяжении длительного времени может привести или к развитию субъектных характеристик личности, или к деформациям личности. Данные стратегии могут вызвать большую группу непрогнозируемых положительных и отрицательных феноменов: высокую самооценку, доверие, референтность и др., а также агрессию, конфликты, фрустрацию, стрессы.
Важнейшей характеристикой личностной стороны отношений в педагогическом коллективе ДОУ является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Взаимоотношения в педагогическом коллективе ДОУ имеют две стороны: функционально-ролевую и личностную. Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на членов педагогического процесса. Функционально-ролевая сторона взаимоотношений педагога обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности воспитанников. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия. Оптимальным вариантом для педагогического процесса является установка педагога на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение. Подобное сочетание обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога членам педагогического коллектива.
Специфической особенностью педагогического коллектива ДОУ является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер межличностных взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. В то же время женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательно-образовательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.
Вместе с тем, необходимое представительство обоих полов в педагогическом коллективе обеспечивает гармоничность, целостность педагогического процесса.
Таким образом, межличностные отношения в педагогическом коллективе ДОУ имеют социокультурную заданность, отражают специфику жизненного пути педагога, его возрастные, половые, личностные характеристики. Важнейшей характеристикой личностной стороны отношений в педагогическом коллективе является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
Коллектив дошкольного образовательного учреждения, вовлеченный в педагогический процесс, включает в себя не только педагогических работников: администрацию, воспитателей, специалистов образовательного процесса, но и обслуживающий персонал - помощников воспитателя, работников вспомогательных служб. Важно, чтобы те, кто работает в отдельном учреждении, составляли коллектив единомышленников и положительно влияли при взаимодействии друг с другом.
О том, что в коллективе ДОУ отсутствует дух сотрудничества и взаимодействия, свидетельствуют агрессия в отношениях, конфликты. Педагогические конфликты проявляются в обострении противоречий между ценностями, интересами, потребностями и отражают объективные и субъективные отношения педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Благоприятный морально-психологический климат зависит от конструктивного разрешения и предупреждения конфликтов, как в профессиональной, так и в личной сфере взаимодействия работников ДОУ.