Получи документы

Какие признаки свидетельствуют о том, что в коллективе ДОУ отсутствует дух сотрудничества и взаимодействия

Ольга Николаева
Какие признаки свидетельствуют о том, что в коллективе ДОУ отсутствует дух сотрудничества и взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы

Какие признаки свидетельствуют о том, что в коллективе ДОУ отсутствует дух сотрудничества и взаимодействия

Испытывая потребность в каком-либо виде деятельности, общество создает соответствующие организации, призванные удовлетворить эту потребность. Основной организационной ячейкой такой организации является малая группа - трудовой коллектив. Трудовой коллектив - это объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных совместной деятельностью и решающих под руководством одного и того же руководителя общую производственную задачу. Общую картину взаимодействия между людьми в трудовых коллективах дополняют межличностные взаимоотношения.

Публикация «Какие признаки свидетельствуют о том, что в коллективе ДОУ отсутствует дух сотрудничества и взаимодействия» размещена в разделах

Сущность межличностных отношений заключается во взаимодействии человека с человеком. Следовательно, специфической чертой межличностных отношений является эмоциональная основа. Это значит, что такие взаимоотношения возникают и складываются на основе определённых чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу и, проявляются на трё х эмоциональных уровнях: в аффектах, эмоциях, чувствах, набор которых можно свести в две группы: конъюнктивные - сюда относят сближающие и объединяющие чувства, при которых субъекты отношений демонстрируют готовность и желательность сотрудничества, совместных действий; Дизъюнктивные - сюда относят разъединяющие людей чувства, когда отсутствует желание к сотрудничеству, взаимодействие становится невозможным.

Межличностные отношения являются базой в формировании социально - психологического климата в коллективе. Существенным показателем особенностей межличностных отношений в коллективе являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обращения - приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов - характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем социально-психологического климата.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы формальных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Естественно, что набор конкретных чувств безграничен. Однако все их можно объединить в две большие группы:

1) соединяющие - сюда относятся чувства сближающие людей, объединяющие их. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т. д. Среди таких чувств чаще всего называют симпатию, дружбу, любовь;

2) разъединяющие - сюда относятся разделяющие людей чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как непереносимый объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и общению. Среди таких негативно окрашенных чувств выделяют антипатию, вражду, ненависть. Интенсивность того и другого рода чувства может быть весьма различной.

В процессе работы в рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений: дружеская кооперация, взаимопомощь, основанные на полном доверии; дружеское соревнование в виде соперничества в отдельных сферах, в рамках в целом позитивных взаимоотношений; невмешательство, дистанцирование друг от друга при отсутствии как сотрудничества, так и соперничества; соперничество, ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанное на общем взаимном недоверии; кооперация антагонистов — соперничество в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу.

Таким образом, межличностные отношения в коллективе - это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция межличностных отношений - это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие взаимодействия. Межличностные отношения выступают необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Образовательные учреждения в этой связи занимают первое место, так как обучение человека обычно происходит в то время, когда у него происходит становление различных психических процессов, которые в последствии формируют его личность. Изучением межличностных отношений в педагогическом общении занимались такие ведущие специалисты в этой области как А. А. Бодалев, В. А. Горянина, И. А. Зимняя, В. А. Кан-Калик.

При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив ДОУ в то же время имеет и свои специфические особенности. Главная отличительная особенность педагогического коллектива ДОУ состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. Педагогические, воспитательные по своей сути коллективы учебных заведений дают для учащихся первоначальное представление о коллективе взрослых, о его системе взаимоотношений, совместной деятельности. Данное обстоятельство стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, постоянному самосовершенствованию.

Межличностные отношения в педагогическом коллективе, как и в любом другом, могут быть кооперативным и конкурентным. Эти стратегии отношений названы личностно-развивающей и личностно-тормозящей.

Применение этих стратегий на протяжении длительного времени может привести или к развитию субъектных характеристик личности, или к деформациям личности. Данные стратегии могут вызвать большую группу непрогнозируемых положительных и отрицательных феноменов: высокую самооценку, доверие, референтность и др., а также агрессию, конфликты, фрустрацию, стрессы.

Важнейшей характеристикой личностной стороны отношений в педагогическом коллективе ДОУ является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. Взаимоотношения в педагогическом коллективе ДОУ имеют две стороны: функционально-ролевую и личностную. Личностные и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих актах, но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий эффект влияния его личности на членов педагогического процесса. Функционально-ролевая сторона взаимоотношений педагога обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности воспитанников. В этом случае личность педагога как бы вынесена за пределы взаимодействия. Оптимальным вариантом для педагогического процесса является установка педагога на функционально-ролевое и личностное взаимодействие, когда его личностные особенности проступают через ролевое поведение. Подобное сочетание обеспечивает передачу не только общесоциального, но и личного, индивидуального опыта педагога членам педагогического коллектива.

Специфической особенностью педагогического коллектива ДОУ является его преимущественно женский состав, что не может не влиять на характер межличностных взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликтны, чем те педагогические коллективы, в которых в значительной части представлены мужчины. В то же время женщины по самой своей природе более предрасположены к воспитательно-образовательной деятельности, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия.

Вместе с тем, необходимое представительство обоих полов в педагогическом коллективе обеспечивает гармоничность, целостность педагогического процесса.

Таким образом, межличностные отношения в педагогическом коллективе ДОУ имеют социокультурную заданность, отражают специфику жизненного пути педагога, его возрастные, половые, личностные характеристики. Важнейшей характеристикой личностной стороны отношений в педагогическом коллективе является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

Коллектив дошкольного образовательного учреждения, вовлеченный в педагогический процесс, включает в себя не только педагогических работников: администрацию, воспитателей, специалистов образовательного процесса, но и обслуживающий персонал - помощников воспитателя, работников вспомогательных служб. Важно, чтобы те, кто работает в отдельном учреждении, составляли коллектив единомышленников и положительно влияли при взаимодействии друг с другом.

О том, что в коллективе ДОУ отсутствует дух сотрудничества и взаимодействия, свидетельствуют агрессия в отношениях, конфликты. Педагогические конфликты проявляются в обострении противоречий между ценностями, интересами, потребностями и отражают объективные и субъективные отношения педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Благоприятный морально-психологический климат зависит от конструктивного разрешения и предупреждения конфликтов, как в профессиональной, так и в личной сфере взаимодействия работников ДОУ.

Публикации по теме:

Консультация «Синдром дефицита внимания. Что должны знать родители об этом явлении и о том, как вести себя с малышом?» К сожалению, всё больше современных ребятишек получают диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Что должны знать родители.

Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе ДОУ, как условие индивидуального подхода к развитию ребенка Педагогический коллектив – это сложная социальная система, в которой, взаимодействуют и сотрудничают люди с самыми различными индивидуальными.

Инновационные формы партнерского сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников Основную часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, и важно, чтобы педагог и родители стали союзниками и единомышленниками, согласованно.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Цирк». Воспитание навыков сотрудничества в коллективеКонспект сюжетно-ролевой игры «Цирк». Воспитание навыков сотрудничества в коллективе ЦЕЛЬ: 1 расширять знания о цирке. 2 Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе 3. Развивать фантазию, воображение, творческие способности.

Консультация для родителей «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?» Консультация для родителей. «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?» Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему.

О том, что должен знать ребенок 4–5 лет О том, что должен знать ребенок 4-5 лет В этом возрасте дети знают: • Своё имя, фамилию, возраст; домашний адрес; • Имя, фамилию своих родителей,.

Образовательная деятельность «Сказка о том, что увидела Фея-невидимка, когда пролетала над детским садом» Конспект образовательной деятельности с использованием ИКТ по воспитанию культуры безопасного поведения в старшей группе. Тема. Сказка о.

Проектная деятельность в ДОУ как форма сотрудничества с родителями воспитанников. Проект «Моя семья» Проектная деятельность в ДОУ как форма сотрудничества с родителями воспитанников. Проект «Моя семья» Сдобнякова О. В., воспитатель ДО МОУ.

Программа деятельности руководителя ДОУ по созданию благоприятного психологического климата в трудовом коллективе п/п Мероприятия Сроки Ответственный 1 этап – организационно – подготовительный 1 Изучение уровня психологического климата Август-сентябрь.

Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Какие признаки свидетельствуют о том, что в коллективе ДОУ отсутствует дух сотрудничества и взаимодействия
Опубликовано: 2 августа 2018 в 13:08
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Какие признаки свидетельствуют о том, что в коллективе ДОУ отсутствует дух сотрудничества и взаимодействия» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД