Ялла Шапошникова
План проекта по развитию предметно-развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Ямало-Ненецкий автономный округ
Шурышкарский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Социокультурный центр» с. Лопхари отделение
E-mail : dsbelka@mail.ru
План проекта по развитию предметно – развивающей среды.
Публикация «План проекта по развитию предметно-развивающей среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Планирование. Планы работ
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Актуальность: Введённый в настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, ориентирует педагогов на создание образовательного пространства, отвечающего принципам амплификации (обогащения, трансформации, полифункциональности, гибкости. Исходя из этого, важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя.
При переходе ребенка в подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он впервые начинает чувствовать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддерживать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, инициативность. Поэтому следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки.
Цель и задачи проекта
Цель проекта : Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС.
Задачи проекта :
1. изучить новые подходы в организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. педагогами изучены новые подходы в организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организована предметно-развивающей среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
3. родители содействуют созданию комфортной предметно-развивающей среды в ДОУ
При формировании предметно-развивающей среды необходимо :
• избавляться от загромождения пространства малофункциональными и не сочетаемыми друг с другом предметами;
• создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука", роста и предметного мира взрослых;
• исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования педагоги придерживались следующих принципов:
• дистанции, позиции при взаимодействии –ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
• активности, самостоятельности, творчества–возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
• стабильности – динамичности,предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
• комплексирования и гибкого зонирования,реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
• эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
• эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
• открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
• половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активнойтворческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Организация уголков активности детей дошкольного возраста в группе.
Помещение группы в детском саду мы планируем разделить на несколько центров, в каждом из которых будет содержаться достаточное количество материалов для исследования и игры. Для этого нам необходимо поменять нашу громоздкую мебель на более мобильную, трансформируемую. дополнить ее ширмами, мягкими пуфами. Ребенку представится возможность самостоятельно делать выбор, в каком центре он в данный момент хочет играть, экспериментировать, бегать, прыгать или просто посидеть в тишине. Необходимо организовать центр Уединения с закрытой шторкой.
Развивающие центры Техническое оснащение, имеющееся в наличии Необходимое оснащение
Центр конструирования «Конструкторское бюро»
1. Крупный строительный конструктор.
2. Средний строительный конструктор.
3. Мелкий строительный конструктор.
4. Конструкторы типа «Лего».
5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).
«Автопарк» : транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет. 1. Конструкторы из серии «Лего».
2. Крупный строительный деревянный и пластмассовый материал.
Центр безопасности «Светофорик» 1. Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов, чтобы можно было складывать и убирать.
2. Мелкий транспорт.
3. Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.
4. Небольшие игрушки
5. Настольные игры «Час пик», «Это надо знать», «Безопасность движения». Дорожные знаки, макет светофора, жезл.
Книжный центр
«Юные книголюбы»
1. Детские книги по программе и любимые книги детей, детские журналы, детские энциклопедии, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов. 1. книги по истории и культуре народов.
2. энциклопедии
3. обновить стеллажи для книг
Музыкальный центр
«Студия талантов»
1. Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен, гармошка.
2. Магнитофон.
3. Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки М. Глинки, П. Чайковского, Р. Шумана, В. Моцарта, С. Прокофьева, Л. Бетховена, С. Рахманинова и др.
4. Нетрадиционные музыкальные инструменты
Спортивный центр Спортландия
Нетрадиционное спортивное оборудование, мячи, кольца, кегли, боулинг. Стеллажи для спортивного оборудования, набор физкультурного оборудования.
Театральнаяцентр
«Сказочный мир» 1. Ширма для настольного театра.
2. маски, 3. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, кукольный
4. Наборы масок
6. Магнитофон.
8. Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей. 1. Ширма напольная
2. Костюмы и маски
атрибуты для постановки сказок.
Центр сюжетно-ролевых игр
1. Кукольная мебель: стол, диванчик
2. Набор для кухни: плита, мойка, посудомоечная машина
3. Игрушечная посуда
4. Куклы в одежде мальчиков и девочек.
5. Коляски для кукол (1шт.)
6. Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.
7. Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Больница», «Аптека», «Повара», «Строители», «Парикмахерская». 1. Стиральная машина
2. Стойка для костюмов к сюжетно – ролевым играм.
3. Костюм полицейского.
Центр математического зонразвития
«Занимательная математика»
1. Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
2. Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски.
3. Занимательный и познавательный математический материал: логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконты, волшебные квадраты Воскобовича, кубик – рубик, «Восьмерки»
4. Рабочие тетради по математике.
5. Наборы геометрических фигур
6. Счеты настольные.
7. Счетные палочки.
8. Учебные приборы: линейки, сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал.
9. Мозаики, бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.
10. Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические.
11. Весы рычажные равноплечные (балансир).
12. Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
19. Настольно-печатные игры: «Фигуры», «Цифры», детское лото «Геометрические фигуры», «Части суток», «Время», «Веселый распорядок дня».
1. Развивающая среда «Фиолетовый лес»
Грамматический центр.
«АБВГДейка» 1Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
2Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
3Игры для совершенствования грамматического строя речи.
4. Разнообразные дидактические игры: «Буквы», «Буковки», «Ребусы», «Ассоциации»
5. Плакат «Азбука в картинках» (2 шт)
6. Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений) : виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т. п.
7. Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации).
8. Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т. п.).
9. Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).
10. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение) :найди отличия, ошибки (смысловые).
Экологический центр
«Друзья природы» 1. Природный материал: глина, камешки, ракушки, различные семена, листья и т. п.).
2. Сыпучие продукты.
3. Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов, ложки, лопатки, трубочки, воронки, сито.
4. Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.
5. Коллекции растений (гербарий).
6. Сухой аквариум.
7. Календарь погоды, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день.
Микроскоп, чемоданчик для экспериментирования
Центр краеведения «Родной край» 1. Предметы искусства народов России.
2. Флаг, герб и другая символика России,
3. Художественная литература: стихи, рассказы, сказки разных народов
4. Кукла в национальном
костюме народов Севера.
5. Альбомы: «Наша группа», «Наш поселок»
1. Куклы в национальных костюмах народов России.
2. Альбом «Знаменитые люди России»
Центр художественно-эстетического развития
«В мире прекрасного» 1. Развивающие художественно-эстетические игры.
2. Изобразительные материалы и инструменты.
3. Предметы народных промыслов.
4. Скульптуры малых форм. Альбом «Художники России»