Елена Кралевская
Организация предметно-развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда.
Для удовлетворения своих потребностей, ребёнку необходимо пространство, т. е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.
Организация предметно-развивающей среда определяется следующими видами детской деятельности: Игровая; Двигательная; Познавательно исследовательская; Коммуникативная; Продуктивная; Музыкально-художественная;Трудовая; Чтение художественной литературы.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия, система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Компетентный подбор разных видов игр, с наибольшей вероятностью могут дать предполагаемый воспитательный эффект.
. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность реализации творческих гипотез. Ребенок и взрослый действуют вместе, им должно быть удобно в этой предметной среде. Условия по которой распределили среду
1.)Безопасность – в помещении не должно быть опасных предметов : острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты.
2.)Доступность – используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.
3.)Яркость, привлекательность.
4.)Постоянство – оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.
5.) Свобода выбора.
6.) Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал. Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация игрового процесса предполагает свободу передвижения
7). У ребенка есть возможность заняться проектированием обстановки. Совместное проектирование и изменение обстановки сплачивает детей и взрослых.
8.) «Место уединения» в изрезанном пространстве дают возможность ребенку уединиться. Ребенок испытывает комфорт отношения.
У ребенка есть возможность целенаправленных, сосредоточенных навыков выбора видов деятельности, концентрация внимания, усидчивость.
Планирует свою деятельность более организованно и целесообразно проводит свободное время. Упорядоченное времяпрепровождения ведет к эмоционально благоприятной атмосфере в группе.
Для поддержания активности ребенка в течение дня.
Разработаны схемы:
«я – я»
«я – педагог»
«я – друг, друзья»
«я – все»
Развернутые сюжетно ролевые игры дают возможность договариваться, и обсуждать совместные планы, ориентироваться в окружающей действительности.
Дидактические игры располагаю в доступном месте. Использую значки:
Играют только мальчики, играют только девочки, совместные игры с воспитателем, общение глаза в глаза.
Развиваются познавательный интерес, пытливость, любознательность. И дружеские отношения при планирование совместной игры. Задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Принцип активности предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться, мастерские, использовать ширмы.
(часть игровой – является использование мягкой мебели).
Использование игрового спортивного оборудования;
· Использование игровых столов сложной конфигурации;
· Кукольный театр;
· Костюмерная;
· Игрушки-заменители.
При гибком зонировании осуществляется возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Игровые и тематические зоны или центры, секторы (общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам;
Место отдыха;
Место уединения.
Здесь важна эстетическая организация среды.
Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимые материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Мы перечислили особенности развивающей предметной среды в целом. Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е. И. Тихеева)
Элементы декора должны быть легко сменяемыми. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, Среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Игры постоянно обновляются и пополняются.
Итак: Групповое помещение подразделяется на зоны:
- спокойной игры;
- игры средней интенсивности :
- насыщенные движением (спортивный уголок)
-театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками, декорациями, ширмами;
-конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного, мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания, схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ продолжается, главным критерием при этом являются творчество, талант и фантазия педагогов.