Надежда Лозинская
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение ФГОС ДО предъявляет ряд высоких требований к условиям реализации общей образовательной программы в ДОУ. Образовательная система выполняет жизненно важную функцию, а именно, помощь и поддержку при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в ДОУ необходимо учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоциональной сферы, учитывая способности, интересы, темп продвижения каждого ребёнка.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» размещена в разделах
В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
• реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
• в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
• учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. [2;3]
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста. Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности - статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды - это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. [3;210]
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В качестве центров развития могут выступать:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с водой и песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей -конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом). Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.
При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды - это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.) [ 3]
При построении предметно-развивающей среды необходимо руководствоваться следующими положениями, разработанными на основе научных подходов Л. С. Выготского, Д. В. Менджерицкой, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселовой, О. В. Дыбиной:
во-первых – среда должна соответствовать возможностям ребенка – зоне его актуального развития - и способствовать, стимулировать ребенка к переходу на следующий этап развития, т. е. создание через предметно-развивающую среду зоны ближайшего развития дошкольника;
во-вторых – среда должна соответствовать особенностям данного вида интегрированной деятельности в совокупности ее компонентов и их содержания;
в третьих – среда должна отражать возможности целостного проявления всех сфер личности ребенка в реализуемой интегрированной деятельности;
в четвертых – среда должна быть представлена как среда обитания и среда развития в совокупности вещного и субъектного аспектов, удовлетворяющая не только потребность ребенка в практической активности (нарисовать, сделать постройку, поиграть с мячом, но и другие его материальные и духовные потребности (например, потребность в общении с другими детьми и взрослыми – (appetitussocietatis) – или потребность приобщиться к прекрасному и посмотреть альбом с иллюстрациями известных художников);
в пятых – среда должна иметь свободное пространство, что обеспечивает возможность ребенку выбрать место и организовать свою деятельность
[1;221].
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. [2;6]
Список используемых источников:
1. Дыбина О. В., Болотникова О. П., Козлова А. Ю., Сидякина Е. А. Предметно – развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты. // Вектор науки ТГУ. 2014. № 1
2. Никифорова О. В. Антонова Е. Н. Создание предметно – развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы// Муниципальное образование: инновации и эксперимент №5.- 2014.-С. 3-6
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014. — 368 с.