Ольга Щукина
Роль подвижной народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе происходят необратимые изменения, которые начались не один десяток лет назад: падает уровень духовной культуры народа, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладают абстрактные, схематические представления о прошлом, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением.
Публикация «Роль подвижной народной игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Темочки
В 2013 г. в послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «В мире XXI века на фоне новой расстановки экономических, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».
Современное общество стремится к гармонии, но все «современное» основано на традициях прошлого, уходит корнями в мир, прожитый нашими бабушками и дедушками, в мир сказок, легенд и поверий, а также в мир обрядов, игр. Перед современной дошкольной педагогикой стоит задача создания наиболее эффективных условий для формирования духовно – нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, к окружающим, к природе и животным.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства является одним из принципов дошкольного образования. В настоящее время необходимо обеспечить объединение обучения и воспитания в целостный единый процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества.
В последнее время научными центрами, дошкольными организациями разрабатываются программы, направленные на воспитание у дошкольников гражданско-патриотических чувств, любви к Родине. В программах данные цели решаются через различные виды детской деятельности. Одним из основных видов является игра. И на данном этапе народная игра должна занимать одно из ведущих мест. Народные игры, а именно подвижные народные игры, являются традиционным средством педагогики. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.
Народная подвижная игра несет заряд позитива, эмоциональной отзывчивости, знакомит с обрядами, учит быть справедливыми. Подвижные игры всегда были непременным элементом народных обрядовых праздников.
В нашем дошкольном учреждении, МБДОУ № 404 детский сад «Ростки» работа по духовно-нравственному воспитанию детей проводится в соответствии с программой «Мы россияне, мы нижегородцы!», разработанной педагогическим составом ДОУ под руководством научного руководителя НИРО в рамках экспериментальной деятельности. Содержание Программы спроектировано на основе четырех тематических блоков: 1. «Мы познаем себя и свою семью». 2. «Мы познаем природу России и Нижегородского края». 3. «Мы познаем историю и культуру Нижегородского края». 4. «Мы познаем историю и культуру России». В течение каждого месяца обеспечивается реализация программного содержания каждого их четырех этих тематических блоков.
Перспективно-тематическое планирование Программы учитывает календарь праздников (светских, народных).
Основой перспективно-тематического планирования педагогической работы по Программе является определение «ключевого воспитательного события» (А. В. Мудрик) месяца. Это может быть праздник (светский, народный, к которому необходимо готовиться (например, День защитника Отечества в феврале, или, наоборот, праздник предваряет начало изучения темы (День народного единства, 4 ноября).
Содержание программы включается в вариативную часть общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемую участниками образовательных отношений.
Подбирая подвижные игры для работы с детьми, мы учитывали тематическую принадлежность, нравственную направленность игры, возраст воспитанников. Игра должна помочь ребенку погрузиться в атмосферу праздничного обряда, познакомить с традициями русского народа. Таким образом нами была подобрана методическая копилка народных подвижных игр и составлен перспективный план народных подвижных игр, охватывающий тематическую принадлежность всех направлений программы:
- Сентябрь.
Ключевое воспитательное событие : «Праздник снопа», «День пожилого человека»
Подвижная игра : «Пахари и жнецы», «Пора, бабушка, на пир»
- Октябрь.
Ключевое воспитательное событие : Праздник «Покров»
Подвижная игра : «Корзинки», обрядовая игра «Капустка»
- Ноябрь.
Ключевое воспитательное событие : «Праздник «День народное единства» на земле Нижегородской»
Подвижная игра : «Ловлю птиц на лету», «Защищай город»
- Декабрь.
Ключевое воспитательное событие : «Подготовка к празднованию Нового года и рождества»
Подвижная игра : «Два Мороза», «Кружева»
- Январь.
Ключевое воспитательное событие : «Зимние праздники (Новый год, Рождество, Святки)»
Подвижная игра : «Бабка Ёжка», ярморочные игры «Здравствуй, сосед», «Петушиный бой»
- Февраль.
Ключевое воспитательное событие : «День защитника Отечества»
Подвижная игра : «Казаки и разбойники», «Защита укрепления»
- Март.
Ключевое воспитательное событие : «Весенние праздники» (8 Марта, Масленица)»
Подвижная игра : «Гори, гори ясно», «Весняночка»
- Апрель.
Ключевое воспитательное событие : «Светлый праздник Пасхи»
Подвижная игра : «Каточки», «Кулич».
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить играть детей активно и самостоятельно. При этом необходимо дать понять детям, что правила игры – главный организующий элемент. Умело объясняя их, педагог помогает детям понять свои обязанности и действия, ограничения и возможности. Важное условие игры – высокая эмоциональность. Оценивая результаты, педагог акцентирует внимание на характере отношений между детьми, взаимопомощи в команде, активности, честности, дружбе, доброжелательности к товарищам и соперникам.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования целевых ориентиров гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Список литературы.
1. Аникин В. П., Гусев В. Е., Толстой Н. И. «Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре». 1991.
2. Орлова А. В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995
3. ФГОС ДО