МААМ-картинки

Практическое применение экологических моделей для развития познавательной активности детей 5–7 лет

Инга Махросенкова
Практическое применение экологических моделей для развития познавательной активности детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Работа детского сада по воспитанию экологической культуры у детей многообразна – это познавательные занятия, природоохранные акции, праздники, труд в природе и игры. Дети проявляют к природе большой интерес. В процессе познания окружающего мира обогащается их эмоционально-чувственный опыт, пробуждается любознательность, развивается познавательная активность.

Публикация «Практическое применение экологических моделей для развития познавательной активности детей 5–7 лет» размещена в разделах

Но процесс познания не прост для дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют. На основе чувственного познания требуется построить в сознании ребёнка обобщённое представление об объекте или целом явлении природы. Успешно решить эту задачу помогает метод моделирования.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схемами и знаками. Суть моделирования состоит в том, что из объекта познания извлекается система наиболее существенных отношений и представляется в доступном для восприятия и осмысления виде.

Использование метода моделирования в системе экологического образования активизирует познавательную деятельность детей, ведёт к более глубокому осмыслению информации, облегчает понимание связей и отношений в мире природы.

При обучении детей работе с моделью необходимо соблюдать этапы освоения детьми модели, а также принципы возрастного и индивидуального подхода.

Метод моделирования может использоваться в различных формах организации детской деятельности: при организованном обучении, в совместной деятельности детей со взрослыми (труд в природе, праздники, развлечения, в самостоятельной деятельности детей.

Работая с моделью, дети не только легче усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога превращается из рутинного объяснения связей и закономерностей в интересное, наглядное занятие.

Классификация моделей.

В экологическом воспитании используются разные виды моделей:

1. Предметные модели – воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных предметов и явлений. К ним относятся разные предметы, конструкции. Например, аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. Самые простые предметные модели – это заводные игрушки (птички, рыбки, звери, с помощью которых можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении животных.

2. Предметно–схематические модели – в них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при определении цвета листьев растений; геометрические фигуры на карточках – при определении формы листьев; кусочки бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при определении характера поверхности частей растений (листьев, стеблей.).

рекомендует использовать модель-макет для усвоения понятия «мимикрия» - одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета и набор геометрических фигур, накладывая которые на определённый цвет поля, дети понимают значимость покровительственной окраски животных.

3. Графические модели – это различные графики и схемы. Они передают обобщённо признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календари погоды, календарь светового дня и т. д. В старшем возрасте используются модели при формировании понятий «рыбы», «птицы», «насекомые»,и т. д., в которых отражены существенные признаки данной группы животных: среда обитания, строение тела, движение, питание, размножение.

Наглядная модель может быть использована в разных возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах или явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов (наблюдение, обследование, и т. д., обеспечивающих живые представления о его признаках, связях, отношениях. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Модели можно классифицировать по разным принципам:

по характеру моделирования – модели объектов, процессов, биоценозов;

по внешнему виду – плоскостные и объёмные;

по месту расположения – настенные, настольные и напольные;

по способу использования – статические и динамические.

В статических моделях положение деталей неизменно, такие модели изготавливаются один раз и изменению не подлежат. Например, красочное настенное панно, изображающее пейзаж – биоценоз. В динамических моделях положение деталей меняется, и это даёт возможность показывать объекты в действии. Моделирование процессов позволяет понять сущность многих явлений природы: почему идёт дождь, почему на Земле бывает день и ночь, и т. д.

Названные принципы классификации не исключают друг друга: модель может быть одновременно настенной плоскостной и динамической.

С детьми можно изготовить модели знакомых объектов живой и неживой природы, используя для этого любой поделочный или природный материал (бумагу, ткань, пластилин, глину, папье-маше, и т. д.). Можно вырезать фотографии, картинки из журналов и наклеивать их на картон. Таким образом, модели могут быть статическими динамическими, плоскостными и объёмными, их можно использовать в играх, самостоятельной деятельности детей.

Принципы построения работы с моделью.

1. Принцип научности – основу данного принципа составляет идея единства и взаимосвязи живого и неживого в природе. Неживая природа представляется как источник удовлетворения потребностей живых организмов. Единство живого и неживого в природе представляется через раскрытие понятия «живой организм»: живые существа двигаются, дышат, питаются, чувствуют, размножаются. К живым существам относятся растения, животные, человек.

Человек рассматривается как разумное живое существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих действий и поступков. Здесь отражается система взаимодействия человека и природы, влияние человека на окружающую среду и влияние природы на человека. Метод моделирования в данном случае позволяет сформировать начальные представления о взаимодействии живых организмов в экосистемах (луг, лес, водоём, и др.). Опираясь на модели дети овладевают такими элементарными понятиями, как «растение», «животное», «живой организм», «неживая природа», «потребности животных», «потребности растений», и др.

2. Принцип доступности – данный принцип прослеживается в системе познавательных умений, осваиваемых детьми:

умение вычленять признаки, свойства, качества живых объектов;

умение видеть оценивать состояние живых организмов и среды;

умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия;

умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов;

умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.

На основе принципа доступности воспитатель подбирает модель с учётом возраста детей и имеющихся у них знаний и умений. В младшем возрасте моделью может служить игрушка, сюжетная картинка, предмет, замещающий живой объект. Старшие же дети способны легко воспринимать и использовать в познавательной деятельности различные схемы и графические модели.

Модель в данном случае позволяет ребёнку легче усваивать материал, т. к. с моделью ребёнок может действовать свободнее, чем при исследовании живого организма: живой объект нельзя разделить на части, а модель позволяет это сделать, тем самым давая возможность увидеть и изучить наиболее существенные стороны объекта.

3. Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний - в соответствии с данным принципом метод моделирования помогает поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Например, полученные и усвоенные знания о живом организме, его потребностях делают труд в природе более осознанным, стимулируют у детей активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий.

Модель помогает усваивать всё более сложные способы познания и обеспечивает свободный переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим. У ребёнка активно развивается познавательный интерес, постепенно он учится моделировать самостоятельно.

Метод моделирования способствует воспитанию у ребёнка эстетического отношения к природе, которое выражается в проявлении чувства радости, восторга, удовлетворения, в эстетических оценках, развивается чувство ответственности за жизнь живого существа, стремление оказать ему помощь.

4. Принцип индивидуального подхода к детям – реализуется при работе с индивидуальными блокнотами, в которых они моделируют наблюдаемые объекты и явления живой и неживой природы.

Этапы усвоения детьми модели.

Работа с моделью включает в себя несколько этапов:

1. Знакомство детей с объектом или явлением, изучение связей и отношений.

Задачи:

выявить конкретные признаки объекта или явления природы;

помочь детям понять связи и отношения между рассматриваемыми объектами.

Приёмы: обследование, беседа с использованием вопросов причинно-следственного характера (Зачем? Почему? Что было бы, если? и др.).

2. Перевод данного материала на знаково-символический язык.

Задачи:

обучение приёмам изображения знаков и символов.

Приёмы: объяснение, пояснение, показ способов изображения знаков и символов.

3. Работа с моделью.

Задачи:

учить детей понимать язык символов;

развивать психические процессы: внимание, память, логическое мышление.

Приёмы: индивидуальная помощь, пояснение, оценка результатов.

4. Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.

Задачи:

учить детей делать выводы, умозаключения.

Приёмы: словесные приёмы, оценка.

Например, воспитатель предлагает рассмотреть картинку о диком животном и назвать признаки, по которым они узнали животное. Далее предлагает подумать, зачем животному некоторые части тела: клыки, хвост, почему животное изображено в лесу, зачем ему нужен лес, кому это животное может принести пользу. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи и фиксировать их с помощью моделей, сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Алгоритм обучения моделированию.

Обучение детей моделированию осуществляется в такой последовательности:

1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, усвоенной ранее.

Например, составить описательный рассказ о верблюде, белом медведе, придерживаясь плана рассказа, зашифрованного в виде моделей (название животного, место обитания, внешний вид, жилище, чем питается, особенности – защита, маскировка, размножение).

2. Организует сравнение двух объектов между собой по контрасту и подобию, учит определению признаков сходства и различия.

Например, сравнить животное и растение, человека и животное, живое и неживое. Сравнение по моделям помогает образованию более конкретных представлений. При использованию моделей на сравнение необходимо решить, с какого сравнения начинать – по сходству или контрасту. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Ребёнок, используя модель, быстро находит ответ на вопрос: чем корова отличается от обезьяны. Но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство. В данном случае демонстрация моделей сходства значительно упрощает задачу.

Освоение детьми модели сравнения помогает выполнять задания на группировку и классификацию. Можно дать ребёнку такое задание: «Разложи картинки на две группы – в одну отбери всё, что бывает зимой, а в другую – летом. Подбери модели к картинкам». Для того, чтобы группировать, классифицировать объекты, явления, необходимо уметь анализировать, обобщать, выделять существенные признаки, а это способствует осознанному усвоению материала и интереса к нему.

3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3 -4. Например, детям предлагаются картинки разных животных (птицы, рыбы, насекомые). Задание: пользуясь моделью, отобрать всех птиц и доказать свою правоту. Затем из этих же картинок выбрать хищников, жителей леса, животных, ведущих подземный образ жизни, и др.

4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков. Например, нужно определить место для комнатных растений в зависимости от их потребностей. Воспитатель предлагает детям сделать модель размещения объектов и обосновать свои предположения (какие растения светолюбивые, какие – нет, где они будут себя лучше чувствовать).

5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «млекопитающие», «домашние животные», «дикие животные», и т. д.

Используемые модели.

1. При изучении особенностей строения, функционирования развития растений и животных, их приспособленности к среде обитания в разное время года:

Модель «Описание животного (растения, птицы)» - учить детей, придерживаясь определённой последовательности, составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о растениях, животных, птицах;

Модель «Признаки живого» - учить различать объекты живой и неживой природы по характерным признакам;

Модель «Доктор Айболит» - пользуясь моделью, учить находить ошибки в уходе за комнатными растениями и способы их устранения;

Модель «Условия для жизни растений» – закреплять знания о необходимых условиях для жизни растений;

Модель «Строение…» (травянистое растение, дерево, кустарник, млекопитающее, рыбы, птицы, насекомые, человек) – учить определять и правильно называть части растений, тела животных и человека, для чего они нужны (функции и значение);

Модель «Что помогает животным есть» - познакомить детей с отличиями строения ротового аппарата и особенностями питания разных животных;

Модели «Почему улетают птицы», «Почему птицы возвращаются к нам весной» - помочь детям выяснить, какие причины заставляют птиц осенью улетать на юг, а весной возвращаться на Родину;

Мнемотаблицы по временам года – закреплять знания о признаках сезона;

Паспорта на комнатные растения – уточнять представления о растениях;

2. При знакомстве с сообществами живых организмов и особенностями их обитания в разных экологических системах:

Модель «Биоценозы» - учить сравнивать растения, опираясь на характерные признаки и оптимальные условия жизни;

Модель «Климатические зоны» (пустыня, тропики, средняя полоса, север) – учить сравнивать растения, опираясь на характерные признаки, оптимальные условия жизни;

Модель «Сравнение диких и домашних животных» - помочь детям увидеть характерные отличия животных;

Модель «Кто как размножается» - познакомить с разными способами размножения животных и растений;

Модель «Что помогает хищникам охотиться» - познакомить с особенностями добывания пищи хищниками;

Модель «Типы лесов» - дать представление о разных типах леса (дубрава, ельник, берёзовая роща, сосновый бор);

Модель «Сравнение животных (хищники, травоядные, всеядные)»;

Модель «От зёрнышка до булочки» - познакомить с процессом изготовления хлеба, учить выстраивать логическую цепочку «семя – хлеб».

3. При изучении взаимодействия человека и природы:

Модель «Как человек вредит природе» - показать опасность некоторых действий человека, направленных на загрязнение окружающей природы;

Модель «Прошлое – настоящее – будущее» - показать детям, что может ожидать человека при таком природопользовании;

Модель «Как мы помогаем птицам» - дать понять детям, как мы можем внести вклад в дело сохранения природы.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников»Фотоотчет о проекте «Региональный компонент как одно из условий развития познавательной активности старших дошкольников» Одной из задач патриотического воспитания нашей образовательной программы является приобщение дошкольников к традициям родного края путём.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практическое применение экологических моделей для развития познавательной активности детей 5–7 лет
Опубликовано: 20 марта 2022 в 22:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое применение экологических моделей для развития познавательной активности детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Инга Махросенкова (УИ 219346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД