Инга Махросенкова
Практическое применение экологических моделей для развития познавательной активности детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Работа детского сада по воспитанию экологической культуры у детей многообразна – это познавательные занятия, природоохранные акции, праздники, труд в природе и игры. Дети проявляют к природе большой интерес. В процессе познания окружающего мира обогащается их эмоционально-чувственный опыт, пробуждается любознательность, развивается познавательная активность.
Публикация «Практическое применение экологических моделей для развития познавательной активности детей 5–7 лет» размещена в разделах
Но процесс познания не прост для дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют. На основе чувственного познания требуется построить в сознании ребёнка обобщённое представление об объекте или целом явлении природы. Успешно решить эту задачу помогает метод моделирования.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схемами и знаками. Суть моделирования состоит в том, что из объекта познания извлекается система наиболее существенных отношений и представляется в доступном для восприятия и осмысления виде.
Использование метода моделирования в системе экологического образования активизирует познавательную деятельность детей, ведёт к более глубокому осмыслению информации, облегчает понимание связей и отношений в мире природы.
При обучении детей работе с моделью необходимо соблюдать этапы освоения детьми модели, а также принципы возрастного и индивидуального подхода.
Метод моделирования может использоваться в различных формах организации детской деятельности: при организованном обучении, в совместной деятельности детей со взрослыми (труд в природе, праздники, развлечения, в самостоятельной деятельности детей.
Работая с моделью, дети не только легче усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога превращается из рутинного объяснения связей и закономерностей в интересное, наглядное занятие.
Классификация моделей.
В экологическом воспитании используются разные виды моделей:
1. Предметные модели – воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных предметов и явлений. К ним относятся разные предметы, конструкции. Например, аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. Самые простые предметные модели – это заводные игрушки (птички, рыбки, звери, с помощью которых можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении животных.
2. Предметно–схематические модели – в них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при определении цвета листьев растений; геометрические фигуры на карточках – при определении формы листьев; кусочки бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при определении характера поверхности частей растений (листьев, стеблей.).
рекомендует использовать модель-макет для усвоения понятия «мимикрия» - одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета и набор геометрических фигур, накладывая которые на определённый цвет поля, дети понимают значимость покровительственной окраски животных.
3. Графические модели – это различные графики и схемы. Они передают обобщённо признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календари погоды, календарь светового дня и т. д. В старшем возрасте используются модели при формировании понятий «рыбы», «птицы», «насекомые»,и т. д., в которых отражены существенные признаки данной группы животных: среда обитания, строение тела, движение, питание, размножение.
Наглядная модель может быть использована в разных возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах или явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов (наблюдение, обследование, и т. д., обеспечивающих живые представления о его признаках, связях, отношениях. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.
Модели можно классифицировать по разным принципам:
по характеру моделирования – модели объектов, процессов, биоценозов;
по внешнему виду – плоскостные и объёмные;
по месту расположения – настенные, настольные и напольные;
по способу использования – статические и динамические.
В статических моделях положение деталей неизменно, такие модели изготавливаются один раз и изменению не подлежат. Например, красочное настенное панно, изображающее пейзаж – биоценоз. В динамических моделях положение деталей меняется, и это даёт возможность показывать объекты в действии. Моделирование процессов позволяет понять сущность многих явлений природы: почему идёт дождь, почему на Земле бывает день и ночь, и т. д.
Названные принципы классификации не исключают друг друга: модель может быть одновременно настенной плоскостной и динамической.
С детьми можно изготовить модели знакомых объектов живой и неживой природы, используя для этого любой поделочный или природный материал (бумагу, ткань, пластилин, глину, папье-маше, и т. д.). Можно вырезать фотографии, картинки из журналов и наклеивать их на картон. Таким образом, модели могут быть статическими динамическими, плоскостными и объёмными, их можно использовать в играх, самостоятельной деятельности детей.
Принципы построения работы с моделью.
1. Принцип научности – основу данного принципа составляет идея единства и взаимосвязи живого и неживого в природе. Неживая природа представляется как источник удовлетворения потребностей живых организмов. Единство живого и неживого в природе представляется через раскрытие понятия «живой организм»: живые существа двигаются, дышат, питаются, чувствуют, размножаются. К живым существам относятся растения, животные, человек.
Человек рассматривается как разумное живое существо, способное действовать осознанно, предвидеть последствия своих действий и поступков. Здесь отражается система взаимодействия человека и природы, влияние человека на окружающую среду и влияние природы на человека. Метод моделирования в данном случае позволяет сформировать начальные представления о взаимодействии живых организмов в экосистемах (луг, лес, водоём, и др.). Опираясь на модели дети овладевают такими элементарными понятиями, как «растение», «животное», «живой организм», «неживая природа», «потребности животных», «потребности растений», и др.
2. Принцип доступности – данный принцип прослеживается в системе познавательных умений, осваиваемых детьми:
умение вычленять признаки, свойства, качества живых объектов;
умение видеть оценивать состояние живых организмов и среды;
умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть целостность природных объектов, особенности их взаимодействия;
умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов;
умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.
На основе принципа доступности воспитатель подбирает модель с учётом возраста детей и имеющихся у них знаний и умений. В младшем возрасте моделью может служить игрушка, сюжетная картинка, предмет, замещающий живой объект. Старшие же дети способны легко воспринимать и использовать в познавательной деятельности различные схемы и графические модели.
Модель в данном случае позволяет ребёнку легче усваивать материал, т. к. с моделью ребёнок может действовать свободнее, чем при исследовании живого организма: живой объект нельзя разделить на части, а модель позволяет это сделать, тем самым давая возможность увидеть и изучить наиболее существенные стороны объекта.
3. Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний - в соответствии с данным принципом метод моделирования помогает поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Например, полученные и усвоенные знания о живом организме, его потребностях делают труд в природе более осознанным, стимулируют у детей активную позицию, вызывают удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий.
Модель помогает усваивать всё более сложные способы познания и обеспечивает свободный переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим. У ребёнка активно развивается познавательный интерес, постепенно он учится моделировать самостоятельно.
Метод моделирования способствует воспитанию у ребёнка эстетического отношения к природе, которое выражается в проявлении чувства радости, восторга, удовлетворения, в эстетических оценках, развивается чувство ответственности за жизнь живого существа, стремление оказать ему помощь.
4. Принцип индивидуального подхода к детям – реализуется при работе с индивидуальными блокнотами, в которых они моделируют наблюдаемые объекты и явления живой и неживой природы.
Этапы усвоения детьми модели.
Работа с моделью включает в себя несколько этапов:
1. Знакомство детей с объектом или явлением, изучение связей и отношений.
Задачи:
выявить конкретные признаки объекта или явления природы;
помочь детям понять связи и отношения между рассматриваемыми объектами.
Приёмы: обследование, беседа с использованием вопросов причинно-следственного характера (Зачем? Почему? Что было бы, если? и др.).
2. Перевод данного материала на знаково-символический язык.
Задачи:
обучение приёмам изображения знаков и символов.
Приёмы: объяснение, пояснение, показ способов изображения знаков и символов.
3. Работа с моделью.
Задачи:
учить детей понимать язык символов;
развивать психические процессы: внимание, память, логическое мышление.
Приёмы: индивидуальная помощь, пояснение, оценка результатов.
4. Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.
Задачи:
учить детей делать выводы, умозаключения.
Приёмы: словесные приёмы, оценка.
Например, воспитатель предлагает рассмотреть картинку о диком животном и назвать признаки, по которым они узнали животное. Далее предлагает подумать, зачем животному некоторые части тела: клыки, хвост, почему животное изображено в лесу, зачем ему нужен лес, кому это животное может принести пользу. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи и фиксировать их с помощью моделей, сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Алгоритм обучения моделированию.
Обучение детей моделированию осуществляется в такой последовательности:
1. Воспитатель предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, усвоенной ранее.
Например, составить описательный рассказ о верблюде, белом медведе, придерживаясь плана рассказа, зашифрованного в виде моделей (название животного, место обитания, внешний вид, жилище, чем питается, особенности – защита, маскировка, размножение).
2. Организует сравнение двух объектов между собой по контрасту и подобию, учит определению признаков сходства и различия.
Например, сравнить животное и растение, человека и животное, живое и неживое. Сравнение по моделям помогает образованию более конкретных представлений. При использованию моделей на сравнение необходимо решить, с какого сравнения начинать – по сходству или контрасту. Как доказывают психологи, сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Ребёнок, используя модель, быстро находит ответ на вопрос: чем корова отличается от обезьяны. Но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство. В данном случае демонстрация моделей сходства значительно упрощает задачу.
Освоение детьми модели сравнения помогает выполнять задания на группировку и классификацию. Можно дать ребёнку такое задание: «Разложи картинки на две группы – в одну отбери всё, что бывает зимой, а в другую – летом. Подбери модели к картинкам». Для того, чтобы группировать, классифицировать объекты, явления, необходимо уметь анализировать, обобщать, выделять существенные признаки, а это способствует осознанному усвоению материала и интереса к нему.
3. Постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до 3 -4. Например, детям предлагаются картинки разных животных (птицы, рыбы, насекомые). Задание: пользуясь моделью, отобрать всех птиц и доказать свою правоту. Затем из этих же картинок выбрать хищников, жителей леса, животных, ведущих подземный образ жизни, и др.
4. Обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков. Например, нужно определить место для комнатных растений в зависимости от их потребностей. Воспитатель предлагает детям сделать модель размещения объектов и обосновать свои предположения (какие растения светолюбивые, какие – нет, где они будут себя лучше чувствовать).
5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «млекопитающие», «домашние животные», «дикие животные», и т. д.
Используемые модели.
1. При изучении особенностей строения, функционирования развития растений и животных, их приспособленности к среде обитания в разное время года:
Модель «Описание животного (растения, птицы)» - учить детей, придерживаясь определённой последовательности, составлять описательные, а затем и сравнительные рассказы о растениях, животных, птицах;
Модель «Признаки живого» - учить различать объекты живой и неживой природы по характерным признакам;
Модель «Доктор Айболит» - пользуясь моделью, учить находить ошибки в уходе за комнатными растениями и способы их устранения;
Модель «Условия для жизни растений» – закреплять знания о необходимых условиях для жизни растений;
Модель «Строение…» (травянистое растение, дерево, кустарник, млекопитающее, рыбы, птицы, насекомые, человек) – учить определять и правильно называть части растений, тела животных и человека, для чего они нужны (функции и значение);
Модель «Что помогает животным есть» - познакомить детей с отличиями строения ротового аппарата и особенностями питания разных животных;
Модели «Почему улетают птицы», «Почему птицы возвращаются к нам весной» - помочь детям выяснить, какие причины заставляют птиц осенью улетать на юг, а весной возвращаться на Родину;
Мнемотаблицы по временам года – закреплять знания о признаках сезона;
Паспорта на комнатные растения – уточнять представления о растениях;
2. При знакомстве с сообществами живых организмов и особенностями их обитания в разных экологических системах:
Модель «Биоценозы» - учить сравнивать растения, опираясь на характерные признаки и оптимальные условия жизни;
Модель «Климатические зоны» (пустыня, тропики, средняя полоса, север) – учить сравнивать растения, опираясь на характерные признаки, оптимальные условия жизни;
Модель «Сравнение диких и домашних животных» - помочь детям увидеть характерные отличия животных;
Модель «Кто как размножается» - познакомить с разными способами размножения животных и растений;
Модель «Что помогает хищникам охотиться» - познакомить с особенностями добывания пищи хищниками;
Модель «Типы лесов» - дать представление о разных типах леса (дубрава, ельник, берёзовая роща, сосновый бор);
Модель «Сравнение животных (хищники, травоядные, всеядные)»;
Модель «От зёрнышка до булочки» - познакомить с процессом изготовления хлеба, учить выстраивать логическую цепочку «семя – хлеб».
3. При изучении взаимодействия человека и природы:
Модель «Как человек вредит природе» - показать опасность некоторых действий человека, направленных на загрязнение окружающей природы;
Модель «Прошлое – настоящее – будущее» - показать детям, что может ожидать человека при таком природопользовании;
Модель «Как мы помогаем птицам» - дать понять детям, как мы можем внести вклад в дело сохранения природы.