Галина Молодцова
Практический опыт работы с родителями в детском саду в условиях выполнения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«….дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов».
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:
Публикация «Практический опыт работы с родителями в детском саду в условиях выполнения ФГОС» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
1. «Давайте познакомимся!» На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
2. Второй этап – «Давайте подружимся!». На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, «круглые столы», игровые семинары.
3. Третий этап называется «Давайте узнавать вместе!». На этом этапе можно говорить о функционировании родительско-педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев).
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментов, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельно хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы, в большинстве своем, люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять из себя мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать надо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
В нашей группе мы начинаем работу с родителями с мероприятия под названием «Сосиски». Это совместный выход в лес в выходной день родителей с детьми и воспитателей. В неформальной обстановке люди более открыты, а совместные игры (с участием родителей) позволяют сформировать «костяк» группы и настроить родителей на положительное отношение семьи к детскому саду, установить доверительные отношения между родителями и воспитателями.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) вступил в силу 01 января 2014 года и представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
В Стандарте определяются основные принципы дошкольного образования, в числе которых:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- сотрудничество Организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов к воспитанию ребенка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Для этого в нашей группе практикуются домашние посещения воспитателями воспитанников. Реализуется проект «Гости». В ходе этого проекта решаются сразу несколько задач – более легкая адаптация ребенка к детскому саду, более ярко проявляются индивидуальные особенности ребенка, стиль его поведения и отношение к нему родителей, определяется микроклимат в семье, выстраивается линия взаимоотношений воспитателей и родителей.
Дошкольным учреждением на основе Стандарта разрабатывается программа дошкольного образования. В содержательном разделе Программы должны быть представлены и особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В нашей группе мы работаем с родителями по разным направлениям:
«ПОЗНАНИЕ» - интеллектуальное развитие ребенка через его подготовку к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в детском саду и семье. С нашими детьми мы ездим в театр
«Уголок дедушки Дурова», музыкальный театр Н. Сац, кукольный театр Образцова, на экскурсии (фабрика театральных костюмов
Клинскую фабрику елочных игрушек
телевидение г. Долгопрудного
дом-музей Корнея Чуковского, дом-музей Лермонтова в Середниково, хлебозавод № 28, планетарий, экскурсия по Кремлю и Красной площади. Многие мероприятия полностью организовывают родители (посещение пожарной части
фабрики мороженого «Чистая линия», Дня Открытых Дверей в МФТИ с демонстрацией опытов
.
«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» - развитие речи ребенка путем совместной с родителями подготовки выступлений в различных проектах (на данный момент у нас реализованы проекты «Милая любимая мамочка моя»
«Мой папа»
«Дикие предки современных овощей и фруктов»
«Эти удивительные насекомые»
«Перелетные птицы – какие они?»
Реализуется проект «Малая Родина моей семьи»
, совместное участие в праздниках «Масленица», День Победы, День народного единства, «обыгрывание» костюмов на карнавале, участие в русских народных играх
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» - знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в Родительском клубе, конкурсах
организации народных праздников.
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ» - знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальные консультации, организацию совместных групповых спортивных соревнований («Мама, папа, я – спортивная семья», походов, участие в общесадовских и городских спортивных мероприятиях.
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» - совместные рисунки и поделки детей и родителей, участие в творческих конкурсах, организация выставок для группы и всего детского сада
«ТРУДОВОЕ РАЗВИТИЕ» - участие в подготовке, уборке, украшении группы и участка (нашими родителями был построен домик на участке, заменена песочница)
Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.