Юлия Копылова
Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Уже давно известно о значительной роли, которую играет театрализованная деятельность в развитии и воспитании ребенка. Театрализованные представления способствуют развитию всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Активное участие в театрализованных представлениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки, закрепить ранее полученные. Кроме того, развиваются их творческие способности, формируются организаторские способности, создаются благоприятные условия для сплочения дружного детского коллектива.
Публикация «Опыт работы „Театрализованная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
Наверное, нет такого детского сада, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. Это стало доброй традицией. Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс. Личный пример педагога очень эффективен в театрализованной деятельности, т. к. для ребенка эталоном для подражания является воспитатель.
Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
В нашем деском саду стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников. Воспитатели и дети выполняют определенные роли – это содействуют созданию обстановки общей радости, хорошего настроения. Так воспитатели и дети становятся партнерами. Партнерство, со стороны ребенка, так и со стороны воспитателя способствует лучшему их взаимопониманию в процессе общения.
Так же проводятся выступления детей старших групп перед малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.
У нас в ДОУ, дети разыгрывают свои театрализованные постановки перед родителями и детьми других групп, начиная со второй младшей группы.
Подобная организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми, что способствует развитию ранней раскрепощенности и самореализации каждого ребенка.
Необходимо сказать, что опрос родителей выявил, что большинство наших детей не посещают настоящий театр, так как у родителей не находится на это времени. Поэтому мы стараемся восполнить такие пробелы наших воспитанников. Дети ходят на просмотр спектаклей, созданных старшими детьми, просмотр сказок в исполнении педагогов, родителей, посещают спектакли приезжих театров. Благодаря этому дети учатся входить в роль. Здесь хочется отметить, что после каждого представления, с детьми обсуждаются постановки, характеры героев, особенности образов.
Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Благодаря активности и интереса родителей, в детском саду обогатилась предметно-развивающая среда. Родители помогают в создании костюмов к различным постановкам, изготовлении ширм, приобретении игрушек для настольного театра, изготовлении атрибутов и декораций. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Главным достижением педагогов в работе по театрализованной деятельности является умение работать вместе, объединяя усилия заведующего, методиста, музыкальных руководителей, воспитателей и родителей в единую творческую команду.
Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ предусмотрен уголок «Театр», оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей. На базе этого создана картотека видов театров в детском саду. В данной картотеке указано, какие виды театров существуют в каждой группе и по каким сказкам и произведениям. Педагоги с радостью обмениваются материалами по мере необходимости.
В нашем детском саду в работе с детьми используется несколько видов театра : настольный театр игрушек, магнитный театр, пальчиковый театр, театр масок, театр на яйце, театр оригами, теневой театр, театр Би-ба-бо, театр платковых кукол, театр ложек, театр топотушек, театр эмоций.
Настольный театр
Можно использовать любые резиновые, вязанные крючком, пластмассовые или деревянные игрушки.
Магнитный театр
Самый простой в изготовлении. Распечатываете или рисуете картинки, затем их ламинируете и вырезаете. На обратной стороне приклеиваете магнит. Театр этот можно использовать для показа на большой магнитной доске или на обычной детской. А также этот театр доступен для показа и самими детьми.
Пальчиковые куклы
Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, помогает в координации движений.
Театр масок
Изготавливаются маски – шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.
Театр на яйце
На большую капсулу от киндер-сюрприза приклеиваются картинки по сценарию сказки. И используются как настольный театр.
Театр оригами
- это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства все персонажи крепятся на коктейльные трубочки.
Театр Би-ба-бо
Дети очень любят с ними играть. Однако для них эти куклы сложны в управлении. Связано это с тем, что дети устают долго держать руку выше головы, когда куклы двигаются на ширме. Управляют этими куклами следующим образом: указательный палец держит голову, остальные управляют руками.
Теневой театр
Для этого вида театра нужен источник света, мы используем обычную настольную лампу. Так же необходим экран (белая ткань, на которую будет проецироваться тень выбранного персонажа или декораций). Свет должен падать сзади и сверху. Силуэты персонажей и декорации вырезаются из темного картона.
Платковые куклы
Эти куклы называются так потому, что сделаны из платков. К голове куклы прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки.
Голова крепится на шее у кукловода, а резинки – к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.
Театр ложек
Основой для изготовления персонажа служит пластиковая (деревянная) ложка. Для одежды можно использовать различные материалы: лоскутки тесемочки, цветной картон, фоамиран и т. д. Также нам понадобится клей и маленькие детали. Нужно приклеить вырезанные из бумаги глазки, можно воспользоваться специальными бегающими глазками, купленными в магазине. Для волос мы обычно используем обрезки шерстяных ниток.
Театр топотушек
Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения и игры.
Театр эмоций
Театр эмоций направлен на развитие эмоциональной сферы ребенка. Он учит различать и сравнивать основные эмоциональные состояния, как свои, так и окружающих. Все эмоции выражаются на лице человека с помощью бровей, глаз и рта.
Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью от совместного творчества, умению ставить перед собой цели и находить пути к их достижению. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности дети смогли использовать в повседневной жизни.
Опыт работы показал, что участие детей в театрализованной деятельности благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей, на общее эмоциональное состояние детей. Мы обратили внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе: чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения дети переносят в повседневную жизнь – это и песни, и танцы, и стихи.
Нам, как педагогам, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку, творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
-