елена васильева
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательно – исследовательская деятельность
как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
«Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»
(Китайская пословица)
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно интегрируется со всеми образовательными областями.
Слайд 3
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Слайд 4
Актуальность
Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей, которая развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Слайд 5
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач:
* развитие экспериментальной и конструктивной деятельности
* формирование целостной картины мира расширение кругозора детей
* развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка
Условия :
* создание развивающей среды, обеспечивающую свободу выбора ребёнка
* компетентность педагога
Слайд 6
Экспериментирование может быть организованно в таких формах
• совместная деятельность педагога и воспитанника,
• самостоятельная деятельность детей.
Слайд 7
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Анализ полученных данных.
10. Словесный отчет об увиденном.
11. Формирование выводов.
Слайд 8
Для активизации процесса экспериментирования можно задавать проблемные вопросы:
• Почему карандаш рисует, а палочка нет;
• Что будет, если снег принести в комнату?;
• Почему шарик катится, а кубик нет?;
• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
• Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода? (свойства воды);
• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);
Слайд 9
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Слайд 10
По природе своей дети – исследователи. Открыть, изучить, исследовать – это первые шаги в неизведанное, благодаря такой деятельности дети учатся думать, говорить, пробовать, искать, экспериментировать. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.
Задача взрослых:
Помочь детям в проведении этих исследований.