Эльвира Захарченко
Психология управления педагогическим коллективом в условиях внедрения ФГОС (игры и упражнения).
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС». С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.
Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Одна из острых проблем образовательных учреждений – нежелание отдельных педагогов знакомиться и использовать в своей работе новые педагогические технологии, так называемое «сопротивление» педагогов инновациям».
Публикация «Психология управления педагогическим коллективом в условиях внедрения ФГОС (игры и упражнения),» размещена в разделах
Представители педагогического труда испытывают двойные нагрузки в связи тем, что их деятельность отличается высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Многие педагоги тяжело переносят скачки в образовании (то вводят ФГТ, то ФГОС ДО, негативно воспринимают такие перемены и не справляются с новой нагрузкой.
Социально-психологической службой было принято решение о проведении тренингов по улучшению психологического самочувствия всех участников педагогического процесса : младших воспитателей, педагогов (воспитателей, инструкторов по физической культуре, учителя-логопеды, специалистов ДОУ.
Цель: улучшение психологического самочувствия участников педагогического процесса в ДОУ.
Задачи:
1. Формирование положительного эмоционального состояния с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.
2. Трансформация негативных переживаний в положительные эмоциональные состояния.
3. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью обретения состояния внутренней стабильности, умения благополучно переживать критические жизненные ситуации.
4. Снижение психической и физической напряженности.
5. Развитие личностных ресурсов стрессоустойчивости.
1. «Говорящие руки» - разминка
Либо «Поменяйтесь местами».
2. Тест «Самооценка эмоционального состояния» (Методика Я. Уэссман, Д. Рикс).
Инструкция: Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает Ваше состояние сейчас. Список утверждений.
3. Упражнение «Найди общее»
Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие участниками тренинга друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Материал: мяч или клубок
Инструкция: Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу мяч. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих.
4. Упражнение «Звуковая гимнастика»
Участникам предлагается пропеть звуки, которые определенным образом воздействуют на организм. Исходная позиция – стоя с выпрямленной спиной, состояние спокойное, расслабленное. Перед произнесением каждого звука делается глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносится звук, насколько хватит дыхания.
Звуки: А- весь организм
Е- щитовидная железа
И- мозг, глаза, нос и уши
О- сердце и легкие
У- органы, расположенные в области живота
Я- весь организм
М- весь организм
Х- очищение организма
ХА- повысить настроение
5. Упражнение «Танец отдельных частей тела» (музыкальная запись с
четким ритмическим рисунком).
Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен.
- танец головы
- танец попы
- танец плеч
- танец ног
Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
6. Упражнение «Расслабление через напряжение»
*Уприте ладонь правой руки в голову. Начинайте толкать ладонью голову, а головой сопротивляться. Тоже с левой.
*Ухватитесь за сиденье стула. Сделайте глубокий вдох. Напрягите все тело, стараясь поднять себя вместе со стулом. На пике вдоха задержите дыхание. Удерживайте максимальное напряжение во всем теле. Удерживайте дыхание как можно дольше. На выдохе полностью расслабьтесь. Повторите несколько раз.
*Разбейтесь по парам. Встаньте друг к другу лицом и прикоснитесь ладонями к ладоням партнера. По команде начинайте давить на ладони партнера, стараясь оттолкнуть его дальше. Используйте максимум сил, чтобы почувствовать сильное напряжение, но недостаточное, чтобы вытолкнуть партнера.
*Тоже, толкая друг друга левым боком, затем правым.
7. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках» (под музыкальное сопровождение).
Начните с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После этого широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите, расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте 3 глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите 3 раза.
8. Упражнение «Полет на самолете»
Цель: снижение эмоционального напряжения.
Педагоги располагаются по всему залу и ложатся по одному на коврики. Инструкция педагогам : Представьте себя сидящими в салоне самолета, вы летите высоко в небе. Выгляните в окно, посмотрите вниз. Вы вспоминаете ситуацию, неприятную для вас, вызывающую будоражащие чувства. Попробуйте увидеть, что вы делаете в этой неприятной ситуации, что вы чувствуете. Наблюдайте за ситуацией. А теперь представьте, что то, что вы видите, становится более блеклым, неясным, ситуация становится еле видимой. Вы летите дальше. А теперь посмотрите в окно перед собой - вы видите голубое небо, белые облака, чувствуете запах свежего воздуха. А теперь представьте, что ваш самолет разворачивается, и вы возвращаетесь обратно тем же путем. Взгляните в окно. Вы опять видите эту ситуацию, но в ней все меняется к лучшему. Ситуация стала такой, какой бы вы хотели ее увидеть. Она приятная и радостная для вас. Вы с удовольствием смотрите вниз на то, что вы теперь делаете, что чувствуете. У вас на душе спокойно и хорошо. Представьте эту ситуацию в ярких красках, ощутите их полноту. Представьте, что все закончилось благополучно. Итак, наше путешествие на самолете заканчивается, мы возвращаемся в нашу привычную обстановку.
9. Упражнение «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
10. Упражнение «Ладошка»
1. В течение 3 минут вам необходимо нарисовать свою ладошку и раскрасить ее. Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?
2. Расскажите о своей ладошке. Что вы чувствовали, когда ее рисовали? Какое у вас настроение и какими цветами вы его изобразили?