Оксана Соснина
Повышение эффективности взаимодействия с семьями посредством клубной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение эффективности взаимодействия с семьями посредством клубной деятельности. Семейные клубы, как средство эффективности взаимодействия ДОУ с семьями.
В современном мире все больше растет понимание семьи, как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге, развитие всего общества. Для повышения эффективности взаимодействиями ДОУ с семьями были созданы родительские клубы.
Публикация «Повышение эффективности взаимодействия с семьями посредством клубной деятельности» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Род. клуб - это особая форма взаимодействия между участниками воспитательного процесса, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углубленному пониманию и изменению некоторых жизненных представлений участников.
Несомненно, актуальность и значимость родительского клуба очень высока.
Родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений, помочь в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
А также необходимо повысить психолого-педагогическую культуру родителей, выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания
Работа клуба – это групповая работа с родителями, реализующая несколько функций:
- коммуникативную;
- личностно – ориентированную;
- содержательную.
Работа родительских клубов показала, что встречи и заседания должны проводиться регулярно, не реже одного раза в месяц. Этот режим удобен для всех членов клуба. В определенный день, согласованный со всеми участниками клуба, проходит заседание. У педагогов есть возможность успешно подготовиться по заявленным родителями вопросам, а родители получат ответы на все интересующие их вопросы и смогут применить данные знания на практике.
На базе ДОУ функционировали несколько родительских клубов. Каждый клуб имел свое название, девиз, эмблему.
На группах раннего возраста функционировали «Клуб любящих родителей» и «Кроха». Мы не будем подробно освещать все заседания. Темы были следующие% «Речь на кончиков пальцев», «Во что играют наши дети», «Сказка в жизни малышей».Эти клубы были созданы с целью развития речи у детей раннего возраста.
Для повышения эффективности взаимодействия с родителями в группах младшего возраста был организован семейный клуб “Учимся говорить правильно, играя” .
Целью работы данного клуба было ознакомление родителей с играми, направленными на развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста. Логопед Шанкина Е. В. провела мастер-класс «Играя, развиваем речь детей». Родители познакомились с особенностями возраста своих детей, а также с чистоговорками, речевыми играми, в которые можно играть дома или по дороге в детский сад. Особое внимание было отведено консультированию родителей по развитию мелкой моторики у детей—это упражнения с мячиками-ежиками, пальчиковые игры и артикуляционной гимнастике.
Одно из заседаний родительского клуба было проведено на базе центра «Лад», куда родители и дети были приглашены на мероприятие,посвященное здоровому образу жизни. Преподаватели циркового отделения показали замечательные номера с участием своих воспитанников. Дети 1 группы также выступили с оригинальным номером «Веселый паровозик».
На группах старшего возраста функционировало три клуба.
В группе №2 работал клуб «Страна творчества».
Целью работы было развитие творческих способностей, привлечение родителей к совместной деятельности с детьми, формирование умений и навыков работы с различными материалами. Темы были выбраны следующие% «Самым сильным и смелым», «Поделки к 23 февраля в технике гратаж», «Для любимых мам и бабушек» (поделки к 8 марта из бросового материла, «Великий праздник Пасхи» в технике декупаж, «Мы помним и гордимся»(поделки из гофрированной бумаги).
В шестой группе совместно с библиотекой семенного чтения работал детско-родительский клуб «Книголюбы». Клуб был создан с целью установления сотрудничества детского сада, семьи и библиотеки по введению детей и родителей в мир художественной литературы, которая помогает всесторонне развивать детей в период дошкольного детства, а родителям расширять свои знания об окружающем мире. Заседания проводились на темы:
«Значение книг в развитие ребенка»,
«Любимые сказки детства»,
«Современные книги по воспитанию детей»,
«Как привить любовь к чтению»,
«Экологические сказки», и последнее итоговое, открытое на город заседание «В гостях у сказки». Благодаря этим заседаниям была повышена педагогическая компетентность родителей по введению детей в художественную литературу, изучили и распространили положительный опыт семейного воспитания. Мы корректировали план работы Клуба в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания.
В 8 группе детско-родительский клуб действует второй год. Он был организован совместно с воспитателем, педагогом – психологом и социальным педагогом. В начале каждого года мы проводили анкетирование родителей по вопросу работы клуба. Это позволяло выявить наиболее интересные темы для обсуждения, и ожидания родителей от работы клуба, При организации работы учитывался опыт родителей, возрастные особенности детей. В процессе встреч мы не поучали родителей, а рассуждали вместе с ними, подводили их к пониманию необходимости совместной работы, помогали организовывать совместную деятельность с детьми, в которой родители были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса. Обязательным завершением встречи являлось подведение итогов работы и озвучание каждым участником своих ощущений и мыслей о увиденном и услышанном.
Из множества предложенных родителям тем были выбраны наиболее интересные. Всего было проведено девять заседаний. Наиболее ярких из них
«Портрет будущего первоклассника», «В мире доброты», «Учимся, играя», «Роль сказки в формировании здорового образа жизни».
В заключении нашего выступления мы хотим рассказать о положительных и отрицательных моментах в работе клубов. Чтобы их выявить в группах старшего возраста родителям была предложена анкета эффективности деятельности детско-родительского клуба. Анкета была анонимной.
Анкетирование показало, что проблемы в воспитании есть у всех. Одни родители поделились своим опытом, а другие получили новые знания. Многие родители заинтересовались путями достижения взаимопонимания с детьми и начали изучать специальную литературу. Большой процент родителей преодолел психологический барьер в общении с другими родителями и специалистами ДОУ. На заседаниях родителям очень нравилось играть вместе со своими детьми, мастерить различные поделки, отвечать на вопросы тестов и анкет.
Если говорить об отрицательных моментах в работе клубов, то следует заметить, что родители их не замечали. В основном это видели мы – педагоги.
На первых заседаниях клуба было сложно преодолеть психологический барьер. Родители стеснялись друг друга, боялись высказывать свое мнение. Иногда хотелось донести до родителей гораздо больше информации, выйти за рамки обсуждаемой темы, но не всегда это удавалось, т. к. во времени мы все-таки ограничены.
Перспективу мы видим в объединении родителей всех возрастных групп в один клуб.