Надежда Николаевна Дерябкина
Организация клубной деятельности в дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе модернизации системы образования особое место отводится роли семьи в образовательной деятельности детской сада. Сотрудничество с семьей закреплено и в новом Законе «Об образовании Российской Федерации», и в ФГОС ДО.
Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый их которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. А результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами. В основу должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
Темочки:
Для многих коллективов дошкольных организаций актуальным стал поиск таких форм сотрудничества, которые позволят учесть потребность родителей и будут способствовать формированию активной родительской позиции. В нашем детском саду педагоги отдали предпочтение такой форме, как клуб по интересам. Сейчас родительскими клубами, университетами не удивишь. Они действуют во многих дошкольных организациях и наш детский сад не исключение. Практика работы в данном направлении показала, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
На первом этапе встала задача увлечь родителей идеей клубной деятельности, включить в активное взаимодействие с первых дней посещения ребенком детского сада. На втором этапе было проведено анкетирование, результат которого показал повышенный интерес к такой форме встреч и необходимость получения новых знаний практического характера. Итак, с 2009г. был организован клуб по интересам для родителей «Первые шаги». В 2013г. он начал свою деятельность уже в 3 раз. За эти годы уже трижды сменился состав родителей и по-прежнему такая форма взаимодействия востребована. Согласно, разработанного Положения были определены основные направления:
- повышение компетентности родителей;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;
- успешная адаптация детей и родителей к условиям в ДОО.
Цель: совершенствовать условия продуктивного сотрудничества педагогов детского сада и семьи.
Задачи:
• активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
• выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОО и дома;
• оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания и развития;
• использовать активные формы взаимодействия.
Ожидаемый результат:
• гармонизация детско-родительских отношений;
• повышение чувства ответственности родителей за благополучное развитие и воспитание своих детей;
• повышение профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями.
Принципами работы клуба являются : добровольность, компетентность, открытость, согласованность действий, соблюдение педагогической этики, преемственность согласованных действий.
Безусловно оправданными формами взаимодействия являются интерактивные: тренинги, «круглый стол», семинар-практикум, мастер-класс, семейный конкурсы, совместные творческие выставки. В своей работе опираюсь на более результативные и востребованные формы взаимодействия, стремлюсь сделать взаимоотношения с родителями более конструктивными. Это стимулирует активность родителей, повышает их мотивацию к участию. Именно посредством этих форм у родителей появляется возможность поделиться интересным опытом семейного воспитания. Тематика встреч: «Здравствуйте, я пришел!», «Устами младенца», «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития», «Быть здоровыми хотим», «Детское питание», «Растем, играя», «Мы рисуем, мы играем», тренинги - «Похвали себя», «Какой я родитель», «Полезно-вредно», «Клубок эмоций».
Для родителей, которые не имели времени посещать заседания клуба, но хотели бы получать квалифицированную помощь, действовал «заочный университет», через сайт детского сада.
Результатом работы считаю следующее:
Расширилось представление об особенностях развития детей.
Повысилась роль родителей в формировании эмоционального образа ребенка.
Отмечается стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей; а также следовать советам воспитателя, психолога, врача.
Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях.
Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.