Лисицкая Марина
Повышение уровня познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
«Повышение уровня познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании посредствам использования технологии экспериментирования»
Автор опыта: Лисицкая
Марина Викторовна,
воспитатель
МДОУ "Центр развития
ребенка -
детский сад №8 г. Валуйки
Белгородской области
Г. Валуйки
2020
Содержание
Информация об опыте…3
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Технология описания опыта…. 10
Результативность опыта….15
Библиографический список…18
Приложение к опыту…. 19
" Мир, окружающий ребенка – это
прежде всего, мир природы, с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума"
В. Сухомлинский
Раздел 1. Информация об опыте.
Условия возникновения и становления опыта.
В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает большое значение. ФГОС ДО и обновление содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой - новые требования современного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Автора опыта заинтересовала проблема повышения уровня познавательного развития в экологическом воспитании в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Началом работы по теме стало проведение диагностики, использовался инструментарий диагностики познавательного развития старших дошкольников по методике…. Приложение №1)
Результаты первичной диагностики показали, следующие уровни сформированности познавательной активности : высокий уровень - 8%, средний уровень – 57%, низкий – 35%.
Среди родителей воспитанников было проведено анкетирование по определению уровня заинтересованности родителей в повышении уровня познавательного развития в экологическом воспитании. Было определено, что более 40% родителей заинтересованы в повышении уровня познавательного развития в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (приложение №2). Для определения дальнейшей работы родителям было представлено несколько психолого-педагогических технологий, в процессе обсуждения была выбрана технология экспериментирования.
Анализ проведенной диагностики свидетельствовал о необходимости активации работы воспитателя по повышению уровня познавательного развития в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Актуальность опыта.
В современном обществе согласно исследованиям в следствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет) наблюдается тенденция снижения мотивации ребенка к обучению, к самостоятельной мыслительной деятельности. Полученная информация слабо анализируется. В следствие этого снижается мотивация к изучению реального мира, его законов. Это приводит к появлению новых проблем в работе по подготовке воспитанников детских садов к успешному обучению в школе. Одной из них является проблема повышения уровня познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании.
Проблема повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательного развития и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Познавательное развитие формируется через экологическое воспитание.
Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная проблема в настоящее время: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния, в котором мы находимся сейчас. Работа по экологическому воспитанию должна начинаться с дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему миру.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Технология экспериментирования получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В условиях модернизации дошкольного образования особое значение приобретают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
В соответствии с требованиями ФГОС ДО ребё нок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.
Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея данного опыта заключается в определении путей использования технологии экспериментирования для повышения уровня познавательного развития в экологическом воспитании у детей дошкольного возраста
Длительность работы над опытом.
Работа по повышению уровня познавательного развития в экологическом воспитании с использованием технологии экспериментирования проходила в несколько этапов:
1этап – начальный (констатирующий) -май 2015г. - август 2015г.
2этап – основной (формирующий) -сентябрь 2015г. - март 2018г.
3этап – заключительный (контрольный) -апрель 2018г. - май 2018г.
Констатирующий этап предполагает обнаружение проблемы уровня познавательного развития в экологическом воспитании, диагностика познавательного развития в экологическом воспитании.
На формирующем этапе была проведена апробация применения технологии экспериментирования для повышения уровня познавательного развития в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Заключительный (контрольный) этап, в ходе которого была проведена сравнительная диагностика повышения уровня познавательного развития в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, которая доказала успешность проведенной работы.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен единой системой образовательной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения (образовательная деятельность - режимные моменты - досуговая деятельность) с применением технологии экспериментирования по повышению уровня познавательного развития в экологическом воспитании у детей дошкольного возраста.
Теоретическая база опыта
Изучение проблемы требует в первую очередь аналитического представления ее генезиса процесса познания. Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков и др. Важно отметить, что в педагогике особую роль познавательного развития детей признавал еще Я. А. Коменский. В основу своей книги «Материнская школа» он положил принцип энциклопедичности знаний: признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Как утверждает Я. А. Коменский, знания ребенка должны быть разнообразными: о природе, о труде, о небесных светилах, об экономике и др. В целом такие педагоги прошлого, как Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо определяли познавательное развитие как естественное стремление детей к познанию. Познавательное развитие формируется через экологическое воспитание
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского
дошкольного воспитания.
Экологическое воспитание формируется через технологию экспериментирования.
Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».
«Современный словарь иностранных слов» содержит такое определение:
Эксперимент – это:
1. «научно-поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно - учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий»;
2. «вообще опыт, попытка осуществить что-либо».
«Эксперимент - планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создаёт возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» («Краткая философская энциклопедия» 1994).
«Эксперимент…чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т. п.». («Советский энциклопедический словарь», 1987).
Технология экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах установление взаимозависимостей и закономерностей.
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами[21].
Детское экспериментирование - это активно - преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддъяков). «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам» (Н. Н. Поддъяков, 1981г.)
По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности - «умение оперировать неясными знаниями»[20].
Технология детского экспериментирования - способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по
достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.
По способу применения технологию экспериментирования можно классифицировать по разным принципам:
По характеру объектов, используемых в эксперименте:
— опыты с растениями;
— опыты с животными;
— опыты с объектами неживой природы;
— опыты, объектом которых является человек.
За использование технологии экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста выступали многие педагогики. Все исследователи в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную функцию, в которых раскрывается содержание данного объекта. Л. С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию.
Теоретической базой данной проблемы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста : «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Поддъяков, 1995).
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «. в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Экспериментирование даёт ребёнку почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, и ответить на многие вопросы.
Процесс познания – творческий процесс, необходимо поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы работы по внедрению технологии экспериментирования, обеспечивающей формирование познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании при организации непосредственно образовательной деятельности, прогулок, режимных моментов, досуговой деятельности, самостоятельной деятельности.
Характеристика условий, из которых возможно применение данного опыта
Материалы данного опыта могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений любого типа, работающих по проблеме формирования познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании.
Раздел II. Технология описания опыта
Основной целью данного опыта является - повышения уровня познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании посредствам использования технологии экспериментирования.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1. Изучение научно-методической литературы, анализ требований ФГОС дошкольного образования и программы по повышению уровня познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании;
2. Создание образовательной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения для сознательного изучения детьми экологического…. ;
3. Организация мониторинга, позволяющего объективно определять эффективность проведенной работы по повышению уровня познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании;
4. Создать систему использования технологии экспериментирования, нацеленных на повышение уровня познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании;
Основные способы достижения:
- создание благоприятные материально-технические и социальные условия.
- проведение отбора более интересного и доступного материала с опорой на интерес и возрастные особенности детей.
- обеспечить последовательную ориентацию на повышение уровня познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании посредствам использования технологии экспериментирования
Технологию экспериментальной деятельности применяю поэтапно, ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона.
Работа ведё тся по разделам:
— опыты с растениями;
— опыты с животными;
— опыты с объектами неживой природы;
В начале своей работы, с целью выявления заинтересованности родителей в повышение уровня познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании посредствам использования технологии экспериментирования автор провел анкетирование на тему: "Детское экспериментирование" (Приложение №2).Анализ проведенного мониторинга высокую заинтересованность родителей данной проблемой.
Одним из условий успешной реализации опыта по повышению уровня познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании является организация предметно–пространственной, развивающей среды в группе.
При организации предметно – пространственной, развивающей среды, автор опыта учитывал:
возрастные и индивидуальные особенности детей,
педагогическую значимость,
доступность и эмоциональная привлекательность материала,
многофункциональность,
безопасность.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей автором опыта был оборудован экологический уголок в группе. Работа в уголке предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Оснащением уголка экспериментирования являются:
- Приборы – помощники: лупы, песочные часы, магниты, пипетки, вата, воронки, акварельные краски;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, семена фруктов и овощей,
- Бросовый материал: деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности помимо традиционных уголков природы в группе оборудована и постоянно обновляется детская экологическая лаборатория, где представлены различные материалы для исследования. Создание «лаборатории» способствует самостоятельному приобретению опыта в экспериментальной деятельности.
Тщательно продумала условия для хранения всего практического материала: весь материал расположила в доступном для детей месте, в количестве, чтобы одновременно могли заниматься от 6 до 10 детей.
Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей.
Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки; микроскопы, приобретена для детей форма лаборанта : фартуки колпачки, маски.
Для закрепления и систематизации знаний детей в группе подобрана детская познавательная литература по ознакомлению детей с живой, неживой природой: сказки, стихи, разнообразные энциклопедии. В уголке размещены дидактические игры, разнообразные карты, атласы, глобус - что позволяет детям путешествовать.
В группе открыт мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные коллекции: ракушки, камни, шишки, пуговицы, коллекции меняются, тематика коллекций зависит от интересов детей.
Для лучшего усвоения материала применяю рисунки, схемы, алгоритмы, которые находятся в лаборатории в доступном для детей месте. Алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий, в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается. Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия. Алгоритмы, помогают развить у детей такие психические процессы, как память, внимание, образное мышление, воспроизводить необходимую информацию (перекодировать – преобразовать ее из абстрактных символов в образы).
Организация развивающей среды осуществлялась с посильным участием детей, что создало у них положительное отношение и интерес к материалу.
Автор опыта по данной теме реализует проект «Создание отряда Эколят-юных защитников природы»», в рамках этого проекта для родителей было организованно родительское собрание «Эколята – друзья и защитники природы», приобретена форма, азбука природолюбия, приобретены сказочные герои – Шалун, Тихоня, Елочка, Умница, были проведены акции «Птицы – наши друзья! Помоги другу!», «Охрана окружающей среды», выпущена стенгазета «Эколята - дошколята». В группе создан уголок – «Эколята – дошколята».
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое автор опыта использует - опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой и живой природы: изучают свойства песка, глины, камней, "Как обнаружить воздух", "Что такое воздух?", "Снег тоже вода","Выйти сухим из воды", "Что нужно для питания растения?". «Чем питаются птицы зимой».
Очевидно, что для повышение уровня познавательного развития детям необходимо получить разнообразие впечатления, об окружающей жизни, природе, приобрести определенные знания и умения с навыками, освоить способы деятельности.
На начальном этапе работы автор опыта на прогулках использовал, такую форму работы экспериментирование. Начиная со средней группы, с детьми проводились такие опыты как: «Воздух меняет объем», «Где спрятался воздух» «Воздух легче воды». В старшей, подготовительной группе дети самостоятельно без помощи воспитателя проводят опыты с воздухом (Приложение3)
С целью повышение уровня познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании посредствам использования технологии экспериментирования начиная со средней группы были проведены досуги такие как: «День опытов и экспериментов» «Ищем невидимку» В старшей и подготовительной группах в режимных моментах были введены-опыты. (Приложение 4)
Итогом стали организованные автором опыта открытые показы образовательной деятельности в средней группе: открытое занятие «Путешествие с капелькой» дети пришли на помощь капельки на данном занятии проводились такие опыты как «выйти сухим из воды», «Вода – это жидкость» «Вода бесцветная»; «Лаборатория Волшебной воды»(Приложение5) в старшей группе ребятам пришло письмо из "Лаборатории Волшебной воды"им не хватает помощников для изучении свойств воды и ребята отправляются в лабораторию и с помощью опытов изучают свойства воды (Приложение 6) Итоговым открытым показом организованной образовательной деятельности в подготовительной группе стало занятие «Фокусы с водой»
Автором опыта было проведено серия родительских собраний, консультаций «Экспериментируйте с детьми дома!» (Приложение№7). На первом собрании родителей детей средней группы автор опыта провел беседу о Повышение уровня познавательного развития детей дошкольного возраста в экологическом воспитании посредствам использования технологии экспериментирования
Также велась работа с воспитателями, с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, автором опыта были проведены консультация «Экологическое воспитание дошкольников», мастер-класс «Технология экспериментирования для развития познавательного интереса дошкольников».(Приложение8)