Татьяна Витальевна Никитина
Конспект занятия «Поможем Сове принять гостей» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
«Поможем Сове принять гостей»
Программные задачи:
1. Упражнять детей в сравнении предметов по величине.
2. Закрепить знания о последовательности дней недели.
3. Закреплять навыки количественного счёта.
4. Познакомить детей с цифрой 9.
Публикация «Конспект занятия „Поможем Сове принять гостей“ в старшей группе» размещена в разделах
5. Закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа, получать равенство из неравенства и неравенство из равенства.
6. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
7. Закреплять знания о геометрических фигурах.
8. Развивать речь детей, добиваясь полных ответов.
Демонстрационный материал:
Дерево, Сова, конверт с геометрическими фигурами,
7 полосок разного цвета и разной длины, лист бумаги,
мольберт, наборное полотно, цифры от 0 до 9.
Раздаточный материал:
Календари с днями недели, цифры (большие, цифры от 0 до 9 на каждого ребёнка, по 9 карточек с изображением чашек и блюдец, карточки с 2-мя полосками.
Ход:
Дети входят в группу, здороваются.
Воспитатель: - Ребята, к нам пришло письмо от Совы. Она обращается к вам с просьбой.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я пригласила к себе на День рождения своих подружек-белочек. И очень прошу вас помочь мне принять гостей.»
Воспитатель: - Ну что, ребята, поможем? Чтобы ничего не забыть, свои просьбы Сова записала и положила в конверты. А живёт Сова на высоком дереве. Нам с вами нужно достать эти конверты с дерева. Скажите, пожалуйста, с помощью чего мы можем их достать?
1 задание
Воспитатель: - Давайте построим лесенку из этих полосок. (Полоски лежат на ковре, дети садятся на ковёр) Они разного цвета и разной длины. Это будут наши ступеньки. Мы выложим лесенку вот на этом листе. Выкладывать мы будем вот по этому длинному краю листа от самой длинной полоски до самой короткой. Внизу должна быть самая длинная ступенька, а чем лесенка выше, тем ступенька короче.
Кто выберет самую длинную полоску? Какого она цвета? Теперь нам надо положить ступеньку короче красной. Значит, из тех полосок, которые остались, выбираем самую длинную. Какого она цвета? Кладём следующую ступеньку. Из оставшихся полосок опять выбираем самую длинную. И т. д.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, у нас с вами получилась лесенка. Внизу самая длинная ступенька, а вверху- самая короткая.
Вопросы:
Ступенька какого цвета самая длинная?
Какая ступенька самая короткая?
Сравните, пожалуйста, жёлтую и синюю ступеньку. (Синяя ступенька длиннее, чем жёлтая. Или: Жёлтая ступенька короче синей.)
Что можно сказать о величине зелёной и коричневой ступеньки? (Зелёная ступенька длиннее, чем коричневая)
Воспитатель: - Ну вот, ребята, лесенку мы с вами построили, теперь мы можем достать конверты с заданиями. Как вы уже заметили, на конвертах геометрические фигуры. Сова нам приготовила о них загадки. Мы будем брать тот конверт, о какой фигуре будет загадка.
1 загадка:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья,
Назовите вы меня. (Круг)
Воспитатель снимает с дерева конверт с изображением круга.
2 задание
Воспитатель читает письмо от Совы:
«Ребята, вы уже знаете, что я пригласила на свой День рождения своих подружек-белочек. Только я не знаю в какой день недели мне встречать гостей. Помогите мне, пожалуйста. (Дети берут по календарю, с днями недели) Мой День рождения приходится на день недели, который после среды, перед пятницей.»
Воспитатель: - Ребята, вы догадались в какой день недели у Совы День рождения? (У Совы День рождения в четверг) Поставьте стрелочки на четверг. Скажите, пожалуйста, какой он по счёту?
Назовите, пожалуйста, соседей четверга. (Соседи четверга среда и пятница)
Какой день недели был вчера? (Вчера была среда)
Какой день недели будет завтра? (Завтра будет пятница)
Сколько дней в неделе? (В неделе семь дней)
С какого дня начинается неделя? (Неделя начинается с понедельника)
Кто назовёт дни недели по порядку?
Воспитатель: - Ребята, а ведь четверг уже сегодня. Значит Сове нужно уже сегодня встречать своих гостей. Давайте поскорее узнаем о какой ещё помощи она нас просит.
2 загадка:
Угла четыре мне даны,
И все стороны равны.
Прямоугольнику я брат.
И зовут меня?. (Квадрат)
Дети снимают с дерева конверт с изображением квадрата.
3 задание
Воспитатель читает письмо:
«Ребята, помогите мне, пожалуйста, посчитать сколько белочек придёт ко мне на День рождения.»
(Дети садятся за столы. Вызывается 2-3 ребёнка. Они пересчитывают белочек на наборном полотне)
Воспитатель: - Ребята, а тут в конверте ещё что-то лежит. (Достаёт цифру 9)
Это цифра 9. Число девять мы можем записать цифрой 9.
Скажите, пожалуйста, на что похожа цифра 9? (Ответы детей)
А на какую цифру похожа цифра 9? (Цифра 9 похожа на цифру 6)
Воспитатель читает стихотворение Маршака:
Цифра 9 или девятка-
Цирковая акробатка.
Если на голову встанет,
Цифрой 6 девятка станет.
Вопросы:
Сколько углов у цифры 9? (У цифры 9 нет углов)
А сколько у неё кружков? (У неё один кружок)
Воспитатель: - Да, у цифры 9 вверху кружок, а внизу крючок.
Найдите у себя в тарелочке цифру 9. Положите её перед собой. Проведите по ней пальчиком- Обведите её. «Вверху кружок, внизу крючок»
Давайте прорисуем её в воздухе. «Вверху кружок, внизу крючок»
Ставим цифру 9 в наш числовой ряд. После какой цифры мы поставили цифру 9?
У себя за столами выложите, пожалуйста, цифры по порядку от самой маленькой до самой большой.
Назови, пожалуйста, цифры по порядку (2-3 ребёнка)
Физкультминутка
Воспитатель (берёт поднос с большими цифрами) :
- Ребята, я сейчас расскажу, что же здесь случилось.
Стихотворение:
Случай странный,
Случай редкий,
Цифры в ссоре,
Вот те на!
Со своей стоять соседкой
Не желает ни одна!
Нужно цифры помирить
И их строй восстановить.
Воспитатель:
- Ребята, цифры поссорились, перемешались друг с другом. Давайте поможем им помириться. Возьмите себе по одной цифре. Когда будет звучать музыка, вы будете танцевать. Когда музыка закончится, вы встанете с цифрами по порядку- от самой маленькой до самой большой.
(Дети танцуют, когда музыка закончилась, встают по порядку и называют свои цифры. Затем меняются цифрами и игра повторяется)
3 загадка:
Три вершины, три угла,
Три сторонки. Вот и я. (Треугольник)
4 задание
Дети снимают с дерева конверт с изображением треугольника. Садятся за столы.
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята, помогите мне, пожалуйста, узнать сколько посуды мне надо поставить для своих гостей, чтобы всем всего хватило.»
Воспитатель: - У вас на тарелочках лежат карточки с изображением чашек и блюдец. На верхнюю полоску положите 8 чашек слева направо. А на нижнюю полоску положите 8 блюдец слева направо. (Каждое блюдце надо класть точно под чашку)
Вопросы:
Что мы можем сказать о количестве чашек и блюдец? (Чашек и блюдец поровну. Чашек и блюдец одинаковое количество.)
По сколько чашек и блюдец? (Чашек и блюдец по 8.)
На верхнюю полоску положите ещё одну чашку. Сколько теперь стало чашек? (Чашек стало 9.)
Как мы получили число 9? (К восьми чашкам добавили ещё одну)
Чего теперь больше чашек или блюдец? (Чашек больше, чем блюдец.)
На сколько чашек больше, чем блюдец? (Чашек больше, чем блюдец на одну.) Сколько блюдец? (8 блюдец)
Какое число больше 9 или 8? (9 больше, чем 8)
На сколько 9 больше, чем 8? (9 больше, чем 8 на один)
Воспитатель делает вывод: - Чашек больше, чем блюдец на 1одну, потому что число 9 больше числа 8 на один)
Как сделать, чтобы чашек и блюдец стало поровну? (Добавить ещё одно блюдце)
По сколько тогда станет чашек и блюдец? (Чашек и блюдец станет по 9)
А как можно было сделать по другому? (Убрать одну чашку)
По сколько тогда станет чашек и блюдец? (Чашек и блюдец станет по 8)
Воспитатель: - Правильно. Но если мы уберём одну чашку, то блюдец и чашек станет по 8. Всем ли белочкам хватит посуды? (Нет) Скольким белочкам не достанется посуды? (Посуды не достанется одной белочке)
А нам ведь нужно, чтобы всем белочкам хватило посуды. Поэтому давайте мы добавим одно блюдце.
По сколько теперь стало чашек и блюдец? (Чашек и блюдец стало по 9)
Всем белочкам хватает чашек и блюдец?
Вот мы и помогли Сове правильно расставить посуду, чтобы всем гостям хватило.
4 загадка
Что похоже на открытку,
На конверт и на альбом,
Что сравнить, ребята, можно
С одеялом и ковром?
Подумайте и скажите,
Только помнить вы должны,
Что противоположные стороны
Этой фигуры равны. (Прямоугольник)
5 задание
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята, спасибо вам за то, что так хорошо помогли мне. Теперь я знаю, как мне встретить своих гостей. И в благодарность я вас тоже хочу угостить. Только угощение вы должны будете найти сами.»
С помощью считалки выбирается ведущий, за которым пойдут дети.
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы искать.
Нужно быстро сообразить,
А тебе ведущим быть.
(Дети встают за ведущим в одну колонну)
Воспитатель: - 4 шага вперёд, повернулись налево. 2 шага вправо, 1 шаг вперёд. И т. д.
(Дети доходят до шкафа. Оттуда достаётся корзинка с угощением)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы сегодня помогли Сове. Теперь она знает, как ей встретить своих гостей. Она вам говорит «большое спасибо» за помощь.
Анализ занятия :
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось занятие? Что тебе понравилось больше всего? А что тебе понравилось делать? Что для тебя было самым интересным? И т. д.
Воспитатель высшей категории детского сада № 26 «Добрынюшка»
Никитина Т. В.