Елена Гадаборшева
НОД в старшей группе «Экологический квест «На помощь Мудрой сове»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий образовательной деятельности
Блок Программы «Природа» «Парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой край. Моя Россия» МБДОУ №16 д/с «Солнышко» г. Искитима
Тема: «Экологический квест «На помощь Мудрой сове»»
Интеграция видов деятельности (игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, художественно-эстетическое, физическое)
Задачи:
Публикация «НОД в старшей группе „Экологический квест „На помощь Мудрой сове“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сова, совушка, совенок, совята
- Старшая группа
- Экологические квесты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка) :
• Формировать основы экологической грамотности : представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите;
• Закреплять знания детей о животных и растениях Искитимского района;
• Совершенствовать все стороны речи; продолжать учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарищей.
Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т. ч. речи) :
• Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать совместно.
• Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи.
Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений) :
• Воспитывать бережное и доброе отношение к природе родного края;
• Способствовать становлению у детей представлений о экологически правильном поведении в лесу.
Планируемый результат: предпосылки УУД (универсальные учебные действия) : умение слушать, выполнять по заданному образцу и правилу, умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих качеств, самооценка и пр.
- сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и взаимодействие ребенка со взрослым;
-ребенок проявляет интерес к природе родного края;
-Ребенок обладает начальными знаниями о растениях и животных Искитимского района;
-ребенок понимает ценность природы и бережно к ней относится;
-ребенок способен делать выбор;
-ребенок способен выражать собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение ;
-создание радостного, веселого настроения.
Средства, оборудование, материалы:
наглядные (демонстрационный материал) : письмо, посылка, разрезная картинка, корзинка, ткань голубого цвета (река, ткань зеленого цвета (полянка)
музыкально-литературные: загадки, стихотворение.
технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: ИКТ, презентация, ноутбук, колонки
раздаточные материалы: дидактический материал: карточки с изображением растений, карточки с изображением грибов, конверты с разрезными картинками животных, карточки с изображением деревьев, картинки рыб, макет Красной книги, картинки растений и животных для наклеивания в Красную книгу.
Технологическая карта образовательной деятельности
№ Этап образовательной деятельности Ход образовательной деятельности
Деятельность педагога Деятельность детей
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого оно, и что там написано?
Воспитатель: Тогда слушайте.
«Дорогие ребята! Пишет вам Мудрая сова. Я живу в лесу и узнала, что вы любите природу и много о ней знаете. Вот и решила отправить вам посылку. Посылку вам доставят в понедельник,19 марта.
Воспитатель: Ой, ребята! Как же здорово! Мы получили письмо от Мудрой совы, да еще и посылка нам придет. Будем ждать посылку.
Воспитатель: А какое сегодня число, а день недели?
Значит, посылка должна прийти сегодня, но мне почтальон вручил только письмо, а посылки не было. Очень странно. А может он занес посылку в группу, а мне забыл сказать.
Давайте поищем посылку в группе. Дети отвечают
Воспринимают информацию
Дети называют день недели и число
Дети ищут посылку в группе и не находят
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности Слайд 2. Включается видео: Ха-ха-ха! Что, узнали меня? Да, это я Баба – Яга! Я заколдовала лес. Теперь вся трава и цветы, и деревья засохнут. Все звери и лесные жители впадут в спячку. А птицы навсегда перестанут петь свои песни! А еще я спрятала вашу посылку!
Воспитатель: Ребята. А мы можем такое допустить, чтобы в наших лесах все засохло и погибло?
Слайд3. Баба Яга: Испугались? Так и быть. Я расколдую лес и подскажу, где спрятана посылка. Но для этого вам нужно преодолеть препятствия и выполнить мои задания. Я дам вам подсказки, они находятся в разных уголках леса. Подсказки эти - части картинки. Если вы найдете все части картинки и правильно сложите целую картинку, то сможете спасти лесных обитателей и узнаете, где я спрятала посылку.
Дети смотрят презентацию, воспринимают информацию
Дети отвечают, высказывают свое мнение
воспринимают информацию
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений
проблемной ситуации,
актуализация знаний, или
начало выполнения
действий по задачам
образовательной
деятельности Воспитатель: Как вы думаете, сможем мы выполнить задания Бабы - Яги и спасти наш лес?
Воспитатель: давайте вспомним, что нам нужно сделать, чтобы спасти лес?
Слайд 4. На экране 1 подсказка-загадка о лесе.
Слайд 5.– картинка леса.
Воспитатель: Прежде, чем отправиться в лес, повторим правила поведения в лесу:
Воспитатель: Отправляемся в путь. Чтобы попасть в лес, нужно всем вместе произнести волшебные слова:
Вокруг себя обернись,
В лесу волшебном окажись.
Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу, давайте поздороваемся с ним.
Осознают и принимают поставленную задачу. Участвуют в диалоге. (Выполнить задания, найти подсказки-части картинки, сложить правильно картинку из частей и тогда узнаем, где посылка)
дети отгадывают загадку
Дети называют правила поведения в лесу. -не шуметь, а то напугаем лесных жителей;
-не рвать цветы и траву – от этого они погибнут;
-не есть грибы и ягоды;
-не оставлять мусор в лесу.
Дети хором повторяют волшебные слова, поворачиваются кругом
Ребенок рассказывает стихотворение:
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
«Открытие» детьми новых
знаний, способа действий
Воспитатель: Ребята, а что такое лес?
Лес-это место, где растет много деревьев, растений, их много и они разные (воспитатель обобщает ответы детей).
Воспитатель: А какие деревья растут у нас в Искитимском районе?
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает. Какой лес называется лиственным. А какой хвойным?
(Обобщение, уточнение ответов воспитателем.)
Воспитатель: Еще бывает смешанный лес, где встречаются и хвойные и лиственные деревья.
Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
ответы детей
Слушают. Воспринимают информацию
дети называют деревья
ответы детей
воспринимают информацию
Самостоятельное
применение нового на
практике,
либо актуализация уже
имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) Д/и «Четвертый лишний» - найдите на картинке дерево, которое отличается от других деревьев
Слайд 6. 2 подсказка. Загадка о грибах.
Слайд 7. с картинкой гриба.
Воспитатель: - А вот и корзинка стоит. Надо собрать все съедобные грибы. Все грибы соберем и подсказку мы найдем.
Слайд 8. 3 подсказка загадка о реке.
Слайд 9. Фотография реки Бердь.
Воспитатель: Это река Бердь, которая протекает в нашем городе.
На полу ткань голубого цвета.
Воспитатель: ребята, пройдем вдоль берега. Я вижу здесь очень много рыбы. Даже акула приплыла. Посмотрите, вся ли эта рыба может жить в наших реках (сельдь, аквариумные рыбки, и др. морская рыба)
Воспитатель: А какая здесь лишняя? Смогут ли эти рыбы жить в нашей реке Бердь? Почему? Давайте их выловим и отправим в места их обитания (камбала, сельдь, лосось, акула, золотая рыбка). Какая рыба осталась? (речная, перечисляют). - щука, окунь, линь, лещ, ерш, пескарь. (воспитатель при затруднении помогает детям)
Д. И. «Рыбалка»
Воспитатель: Поищем на берегу подсказку. Находят 3 часть.
Слайд 10.4 подсказка. На экране неизвестное животное, состоящее из частей тела от разных животных.
Воспитатель: Смотрите, что Баба - Яга сделала с лесными животными. Поможем им.
Д. И. игра «Собери картинку и расскажи, что о ней знаешь»
Физминутка.
Слайд 11. 5 подсказка лесная полянка без цветов.
Физминутка.
Вместе с тобой мы пойдем на лужок.
Через кустики, через кочки,
Через ветви и пенечки.
Поднимаем ноги выше
Мы к лесной лужайке вышли.
Игра «Узнай растение нашего края» - воспитатель называет растение и описывает его (венерин башмачок, кандык сибирский, ветреница, адонис, сон трава)
Слайд 12. На экране появляются названные цветы
Воспитатель: эти цветы растут в лесах Искитимского района. Они находятся под охраной государства и занесены в Красную книгу.
Воспитатель: Дети, а когда вы видите красивые цветы, что вам хочется сделать?
Воспитатель: Как вы думаете. Кому мы навредим, если сорвем цветы? (насекомым)
Слайд 13. 6 подсказка. Красная книга.
Воспитатель: Ребята. А что это за книга?
А почему она красного цвета (красный цвет говорит о том, что животным и растениям в этой книге грозит опасность. Они могут исчезнуть.)
Воспитатель: "Красная книга" - это не просто список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, эта книга - сигнал бедствия, который подают нам обитатели живого мира, нуждающиеся в помощи.
Природа - это наша среда обитания, мы часть природы и должны беречь и оберегать наш общий дом.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите своими руками сделать Красную книгу, и чтобы она хранилась в нашей группе? Тогда давайте начинать. Я предлагаю поместить туда те растения и животных, которые вы видели и знаете, но возможно не знали, что они нуждаются в охране и защите.
(Показываю детям каждую картинку, повторяем название. В заранее подготовленную книгу, дети вырезают и вклеивают картинки животных и растений).
Кандык сибирский, Венерин башмачок настоящий, адонис весенний (не занесен в Красную книгу Новосибирской области, но нуждается в охране, выдра речная, аист черный (гнездится у д. Харино, хариус, бабочка Павлиний глаз малый ночной, беркут (у реки Елбаш).
Воспитатель: Молодцы, дети! Мы с вами сделали замечательную Красную книгу. Скажите ребята, а что мы с вами будем делать с этими растениями и животными? Воспитатель: Правильно, охранять их, заботится и ни в коем случае не рвать или не истреблять.
Воспитатель: Раз мы справились и с этим заданием, значит, здесь должна быть подсказка Мы нашли все части картинки. Составляют картинку - посылка на поляне. Дети ищут и находят. (воспитатель взаимодействует с детьми)
Слайд 14. На экране сова.
-Спасибо вам ребята! Спасли вы наш лес от Бабы – Яги, а еще я узнала, что вы дружные и всегда придете на помощь. В моей посылке – подарки для вас. дети находят сосну, объясняют свой выбор
Под картинкой с сосной дети находят 1 часть картинки-подсказки
Отгадывают загадку.
Дети находят съедобные грибы и кладут их в корзинку.
под корзинкой дети находят вторую часть подсказки.
Отгадывают загадку.
Идут вдоль «берега», разглядываю картинки с изображением рыб
Отвечают на вопросы, составляют связные высказывания, делают выводы
Дети с помощью магнитной удочки вылавливают рыбу и называют места их обитания (море, аквариум)
Ищут подсказку и находят у берега
Воспринимают наглядную информацию
Ответы детей
- дети берут конверты с разрезными картинками животных, птиц, насекомых, собирают картинку и рассказывают,что знают об этом животном.
Находят еще одну часть картинки.
Выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки
Имитация перешагивания
Ходьба с высоким подниманием ног
Образуют круг вокруг лужайки
дети находят нужный цветок и кладут на полянку.
Участвуют в беседе, делают выводы
находят 5 подсказку
дети отвечают
воспринимают информацию
отвечают на вопрос воспитателя, делают свой выбор
выполняют практическую работу, взаимодействуют с другими детьми и воспитателем (задают вопросы, помогают, договариваются, распределяют действия)
Высказывают свое мнение
находят подсказку под столом
составляют целую картинку
ищут и находят посылку
слушают, воспринимают наглядную информацию
Дети открывают посылку, там энциклопедия и конфеты.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний. Воспитатель: Ребята, перед нами была трудная задача. Баба - Яга заколдовала наш лес. Как вы думаете, мы смогли справиться с этой задачей?
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Со всеми заданиями Бабы – Яги справились и спасли наш лес. Ответы детей
Рефлексия Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? Зачем вы все это делали? Какие задания для вас были интересны? А какие вызвали затруднения?
Кому помогали? Чем богат наш лес?
Как мы можем дружить с природой? Чего нельзя делать?
Ребята, интересно ли вам узнать, какие еще растения и животные живут в лесах Искитимского района? России? Где об этом можно узнать?
Воспитатель находит кого и за что похвалить (не только за результат. но и за деятельность в процессе). Высказываются по поводу своего эмоционального состояния
Беседуют с воспитателем
Высказывают свое мнение