Алина Фисенко
Конспект занятия по ФЭМП «Помогаем весне. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10»
▼ Скачать
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы; развитие умения последовательно называть месяцы и времена года; закрепление умения самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
Задачи :
- обучающая:
закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве : слева, справа, над, под, между, перед.
- развивающая:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Помогаем весне, Задачи на сложение и вычитание в пределах 10“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по математике, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи; развивать логическое мышление, память, наблюдательность.
- воспитательная:
создать ситуации содружества, содеятельности, продолжать формировать умение работать в команде.
Интеграция областей:
Познавательное развитие – систематизировать представление детей о том, какие изменения в природе происходят весной.
Социально-коммуникативное развитие - аккумулирование положительного опыта взаимодействия и оперирования математическими категориями в процессе игровой деятельности в условиях сотрудничества со сверстниками.
Речевое развитие – закреплять умение правильно использовать в речи слова:
слева, справа, над, под, между, перед; развивать восприятие поэтической речи.
Художественно-эстетическое развитие – развивать музыкальную восприимчивость, чувство ритма; становление эстетического отношения к окружающему миру.
Физическое развитие - развитие равновесия, согласованности и координации движений.
Словарная работа:
Отважно, предвесенний, проталины, активные, солнцепек, слякотный.
Предварительная работа :
чтение литературных текстов: В. Бианки. Синичкин календарь. Март. Апрель. Май; Г. Скребицкий. Первые листья; Ю. Коваль. Сказка о приходе весны; С. Маршак. Март. Апрель. Май; Э. Мошкоская. Весенняя арифметика; А. Барто. Куда весна пропала. Просмотр обучающей презентации «Что происходит весной»; самостоятельная игровая деятельность лэпбук «Весна»; ручной труд – изготовление аппликаций, поделок; взаимодействие с родителями: подготовка декора для весеннего украшения группы.
Используемые технологии:
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- интегрированного обучения;
- информационно – коммуникативные;
- личностно - ориентированная технология;
- создания предметно-развивающей среды.
Методы и приемы:
- игровая мотивация;
- словесный (беседа, поисковые вопросы);
- художественное слово;
- коммуникативная игра;
- физкультминутка;
- вопросы.
Предметно - развивающая среда :
«магическая книга», музыкальный проигрыватель, запись музыки для физкультминутки (подбирает воспитатель); таблички с названиями месяцев, макет дерева с голыми ветками, зеленые листочки для дерева, тетради в клетку, простые карандаши, коробка с декором для весеннего украшения группы, таблички «составь задачу», наборы цифр и арифметических знаков.
Ход НОД:
Часть I (создание мотивации)
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Ответы детей. Верно, весна. А вам хотелось бы, чтобы скорее началась настоящая весна? Чтобы стало тепло, деревья оделись в листву? Ответы детей. Знаете, ребята, я сегодня утром зашла в группу и увидела на столе книгу (показывает). В ней написано, что эта книга – волшебная и если мы выполним все задания, то весна наступит совсем скоро. Попробуем? Ответы детей.
Часть II (основная)
Дидактическая игра «Узнай месяц»
Чтоб весну скорей позвать
Месяц нужно отгадать.
Воспитатель: Не будем терять времени! Здесь написано, что весна не может найти к нам дорогу, потому что кто-то перепутал все месяцы, теперь они не на своих местах и даже перестали друг друга узнавать. Нам нужно узнать все месяцы. Воспитатель читает описание, отгадавшему ребенку вручается табличка с названием месяца.
- Открывает новый год, морозный, колючий, новогодние каникулы…
- Самый короткий, непостоянный, ветреный, изменчивый, предвесенний.
- Снег темнеет, появляются сосульки, солнце пригревает.
- Тает снег, звенят ручьи, проталины, почки распускаются, гололед.
- Первая гроза, цветут деревья, просыпаются пчелы, весенняя травка.
- Активные работы на огородах, первая жара, начало лета.
- Самый теплый, солнцепек, море.
- Щедрый, сезон сбора урожая, похолодание.
- Дождливый, начало учебного года, желтеют листья.
- Листопад, холодные дожди, грязь, слякотный.
- Холода, первый снег, начало долгой зимней спячки.
- Завершает год, елка, Дед мороз, праздник.
Дидактическая игра «Расставь по местам»
Месяц смог ты угадать?
А теперь на место ставь!
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Смогли отгадать все месяцы. А теперь нам нужно навести порядок, и вернуть их на места. Дети встают в ряд по порядку в соответствии с названием своего месяца. При желании игру можно повторить или видоизменить: пусть месяцы расставляет выбранный водящий.
Воспитатель: Вот мы и навели порядок, теперь весна не заблудится! Только как нам помочь ей добраться к нам поскорей? Давайте поиграем, и вы сами догадаетесь!
Физкультминутка
Потеплело. Побежали
Всюду быстрые ручьи. Бег на месте
Засвистели птицы песню:
«Чьи мы? Чьи мы? Чьи-чьи-чьи.» Взмахи руками
Смастерю-ка я кораблик
Из бумажного листа, Поднимают, опускают руки
Ручеёк его подхватит
И закружит у моста. Кружатся
Только вырвется отважно
Мой кораблик на волну. Тянутся вверх
И помчится дальше к морю,
В неизвестную страну. Машут руками
С. Семенова
Графический диктант
Кораблик я весне вручу,
Пусть приплывет к нам по ручью.
Воспитатель: Ну, что ребята, догадались? Конечно, нужно для весны изготовить кораблик. Предлагаю его нарисовать.
Дети проходят за столы, на столах тетради с проставленными точками и карандаши.
Три клетки влево, две клетки вверх и налево по диагонали, три клетки вправо, четыре клетки вверх, две клетки вправо вниз по диагонали, две клетки влево вниз по диагонали, четыре клетки вправо, две клетки влево вниз по диагонали.
Воспитатель: Замечательные получились корабли! Давайте заглянем в книгу и посмотрим, что еще нужно сделать.
Набухают почки
И растут листочки.
Дидактическая игра «Найди место для листа»
Дети подходят к макету дерева, по одному берут листы и располагают их на ветке, следуя словесной инструкции воспитателя: это лист следует расположить на первой сверху левой ветке; этот лист – на ветке, которая находится над третьей снизу слева ветке и т. д. (Инструкции следует проговаривать медленно, при необходимости повторять)
Дидактическая игра «Составь задачу»
Воспитатель: Вот и зеленые деревья у нас появились! Я уже чувствую, как к нам торопится весна! В книге осталось последнее задание, я уверена, что как только мы его выполним, в нашей группе сразу повеет весной! (Читает)
Составите задачу ловко
И откроете коробку.
Воспитатель демонстрирует детям красивую коробку, крышка которой обклеена карточками для составления задач. Дети вновь садятся за столы, воспитатель раздает детям карточки, дети составляют задачи и арифметические примеры с помощью кассы цифр и знаков. По мере готовности озвучивают составленные задачи. Когда все дети составили задачи, открывают коробку, внутри декор для весеннего украшения группы.
Часть III (рефлексия)
Воспитатель: Ребята, много нам пришлось преодолеть трудностей, но все было не зря и мы нашли свой кусочек весны! Задания были трудными, но справиться с ними нам помогли наши знания. Какие знания нам пригодились сегодня? Ответы детей. Ребята, вы такие умные! Столько всего знаете! Давайте же скорее украсим нашу группу к приходу весны! Вместе украшают группу.