Наталья Владимировна Советкина
Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья
▼ Скачать + Заказать документы
Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.
Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. Для нашего региона работа по сохранению исторической памяти народов является наиболее актуальной, так как в Ульяновской области проживают граждане 112 национальностей. Наиболее многочисленно в Ульяновской области представлены следующие этносы: русские –72,65 % от общего количества населения области; татары –12,21 %; чуваши –8,0 %; мордва –8,05 %. Все этносы имеют разный ландшафт и различное прошлое, у каждого своё видение мира, поэтому общечеловеческой культуры, одинаковой для всех, не существует. Отсутствие конкретной национальной идеи, способной объединить общество, создаёт определённые трудности в решении задач воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Поликультурное воспитание дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Воспитание детей должно строиться на народных традициях, распространять идеи этнокультурного воспитания, приобщать к народной культуре с целью её сохранения, возрождения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей – достойных представителей своего этноса, носителя своей национальной культуры.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.
Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чувашин, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.
В детском саду, проводят интерактивные занятия (игры – путешествия, мастер- классы и т. д.); народные календарные праздники и игры (праздники весенне-летнего и осенне – зимнего циклов); создание мини- музея народного быта «Изба»; работа Мультстудии; организация и проведение тематических акций (семейный онлайн марафон «Я знаю свой город»; Фото-коллаж «Родной край 73; Фотоальбом «Детство в кадре» : «Мои родители вы тоже были маленькими»; творческий коллаж в группах «Моя Россия»; видеоконкурс поэтической декламации в рамках Международного дня родного языка «Народа каждого язык и прекрасен и велик» и др.). Воспитатели, с удовольствием принимают участие в регулярных открытых мероприятиях, обучающих семинарах, конференциях, конкурсах по поликультуре и транслируют свой опыт работы, делятся своими педагогическими находками с коллегами. На ряду с педагогами, воспитанники активно принимают участие в регулярных творческих конкурсах.
Музейная педагогика, является эффективным средством воспитания личности ребенка, средством реализации инициативы детей во всех видах деятельности. Благодаря ей обеспечивается историческая преемственность поколений, сохраняется национальная культура, воспитывается бережное отношение к наследию народов России. Приобщение детей к обычаям, традициям народов, способствует развитию эмоциональной отзывчивости детей, формированию духовности, общей культуры, воспитывает в дошкольниках потребность вносить элементы народной культуры в свой быт и во взаимоотношения с окружающими, учит добру и справедливости. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках нравственно-патриотические качества, вызывать у них чувство гордости и сопричастности к народной культуре. Задача же педагога дошкольного учреждения – подхватить данные инициативы и грамотно ввести их в педагогический процесс.