Надежда Вильмон
Полифункциональная игрушка как средство развития самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Полифункциональная игрушка
как средство развития самостоятельности
у детей раннего возраста
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Полифункциональная игрушка как средство развития самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Предпосылки самостоятельности детей закладываются приблизительно на 2-3-м годах жизни. Под самостоятельностью в этот период подразумевается умение делать что-либо без помощи, стремление действовать по собственной инициативе.
Самостоятельность-это не только навыки, связанные с самообслуживанием, это и умение занять себя. Уже с ранних лет важно приучить ребёнка часть времени проводить без участия взрослого, самостоятельно занимаясь предложенными ему игрушками.
Возраст 2-3 лет является сензитивным периодом для развития у детей самостоятельности в познании окружающего мира предметов. Малыши познают мир, удовлетворяя потребности, через ведущий вид деятельности-игру. Всем известно, что именно игры и игрушки содействуют расширению детского кругозора и развитию самостоятельности у детей,.
Педагоги учат детей тому, что все игрушки в группе должны лежать на своих местах, но малыши упорно переносят кружки и тарелки не туда куда нужно, в коляску складывают не пупсиков, а мячики и кубики, и т. д. Известно, что часто дети используют игрушки не по их назначению, они приспосабливают их и для других игр. Например, кубик может стать хлебом, мячик-арбузом, шишки-смешными ёжиками, бумага-полотенцем. Ребёнок использует игрушки так, как ему этого хочется, и как требует его внутреннее "Я".
И,таким образом, игрушки приобретают новое-полифункциональное значение. Такое использование предметов в игре указывает на высокий уровень интеллекта у ребёнка, развитие его фантазии. Чем больше вариантов использования одной игрушки в игровой деятельности, тем положительнее это будет сказываться на развитии самостоятельности ребёнка.
Следует отметить, что уже к двум годам дети могут использовать в игре предметы-заместители. Например, на просьбу воспитателя: «Дай мне печенье» находят деталь из мелкого строителя, которую перед тем как отдать, сами пробуют. В дальнейшем этому предмету-заместителю они дают название «настоящего» предмета.
Помимо полифункциональных игрушек, заменяющих реальные предметы в игре, дошкольникам необходим в группе полифункциональный предметно- неоформленный материал, позволяющий производить дополнительно разнообразные действия: палочки, лоскутки, ленточки, коробки, и т. д. Так в играх детей лоскут ткани может превратиться в лужайку, крышу дома. Коробка может превратиться в машину или в ракету. Важной особенностью игры с такими предметами является то, что ребёнок, действуя с ними, самостоятельно планирует и контролирует все возможные превращения.
Таким образом, использование игрушек и предметов-заместителей в играх дошкольников-это одно из условий развития самостоятельности, а также важный фактор социализации детей. Ребёнок учится целеполаганию, выбору средств и способов в разных видах деятельности, а в дальнейшем самоконтролю и саморегуляции, то есть в игре у дошкольника формируется субъектная позиция, где самостоятельность является одним из её компонентов.