Шкварунец Марина
Конспект занятия с учащимися Цссв «Поговорим о милосердии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
• познакомить учащихся с понятием милосердие;
• способствовать развитию интереса к проблеме: “ Быть милосердным человеком – значит…”
• воспитывать вежливость, доброту, внимание к окружающим людям.
• развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и синтезировать материал.
Задачи занятия:
1. образовательная:
• Закрепить представление о милосердии и значимости его в жизни человека
• Объяснить особенности культуры поведения
2. Коррекционно-развивающие:
• развитие мыслительных операций обобщения: обобщения, сравнения
• развитие пространственной ориентировки
Публикация «Конспект занятия с учащимися Цссв „Поговорим о милосердии“» размещена в разделах
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к занятиям
• воспитывать умение вежливого общения
Организационный этап:
Разобрать с детьми понятие милосердие
Ребята, наш классный час хочу начать со стихотворения Ю. Друниной «Бинты».
БИНТЫ
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость.
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты.
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
Воспитатель:
Мы еще вернемся к этому стихотворению, а точнее к последним словам поэтессы.
Я просила вас поразмышлять над вопросами, данными мною заранее, поделитесь своими мыслями. (Дети высказывают свое мнение (Я думаю, что человек рождается не добрым и не злым, эти качества он приобретает в зависимости от того, с кем он живет, в каких условиях.
- дети рождаются добрыми. Посмотрите, как дети тянутся к животным, цветам, сочувствуют, если другому больно)
Ребята, давайте вернемся к вопросу: что такое милосердие?
Да, в экстремальной обстановке во многих людях проявляется способность к сопереживанию, стремление действенно облегчить страдания сограждан, попавших в беду, но разве экстремальная обстановка дает нам только примеры милосердия? Как проверяла Великая Отечественная война людей?
А какие негативные явления вы знаете из этих героических лет?
-Предательство. И в тылу, и на фронте. Равнодушие к чужому горю. Сытость одних рядом с голодом других…
-Да, это верно. Хотя не эти явления и не гадкие люди определили ход войны, но они увеличили народное горе и унесли немало.
Вернемся к нашим дням. Нелегкое время в стране. .Ежедневно мы слышим и читаем о немилосердных поступках наших сограждан: молодые матери, тайком родив нежеланного ребенка, выбрасывают в мусорный контейнер; взрослые дети не забирают из больниц или хоронить своих родителей; заложниками бандитов становятся пассажиры самолетов и автобусов; подонки воруют детей и продают их в рабство или за границу… Ветераны Великой Отечественной войны живут в ужасных условиях. А это те, что за нас рисковал жизнью! Что с нами происходит? Где выход из безнравственности? Что делать?
Надо каждому начать с себя. Бороться с равнодушием в себе и в других. Тяжелые времена приходят и уходят, а человек должен оставаться человеком. Ни у кого благополучие не может быть постоянным, поэтому надо уметь протянуть руку помощи тем, кто в нем нуждается.
Я хочу прочитать вам стихотворение М. Семенова.
Стена равнодушия.
Равнодушие равно удушью,
Не обвал оно и не цунами,
Закоулками оно крадется, глушью,
Нависает темными крылами.
Тихо, не спеша ведет осаду,
Цепкие объятия сплетает.
Нету с равнодушьем просто сладу:
Милосердия совсем не знает.
Равнодушье вроде бы нейтрально,
Не суй свой нос куда не надо,
Хвори не сочувствует повальной
И здоровью не бывает радо.
Человек в беде. Не докричится!
Ослабевшего не ждет подмога.
В дверь глухую робко постучится-
Тут же остановят у порога.
Равнодушие отгородилось
От людей стеной непроходимой.
Зря бедняги просят: «Сделай милость!»-
Равнодушие проходит мимо.
Ни на чем свой взгляд не остановит,
Никого от боли не спасет.
Если жизнь тебя однажды сломит-
Равнодушье обязательно добьет!
От равнодушия до подлости -один шаг. Во время землетрясения, когда все люди бросаются на помощь пострадавшим, находятся люди, которые занимаются мародерством. Все это далеко от понятия «милосердие»…
Равнодушие ускоряет шаг, услышав крик о помощи, «не видит», как в соседней квартире пьяный издевается над женой и детьми, или инвалид не может спуститься во двор, так как лестница не приспособлена для спуска коляски…
Каждый конкретный случай подскажет вам, как поступить, главное - внутренняя готовность»не проходить мимо» и «пусть чутье будет вашим учителем», как говорил у Шекспира Гамлет.
Главное - научится сопереживать, сочувствовать другому, а неумение сопереживать, опустошает человеческую душу.
Послушайте стихотворение Александра Яшина
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил —
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал, —
Рассказывает мать, —
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог —
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спасибо, ребята! Что же мы ответим поэтессе- можно ли науке доброты учиться в школе?
И по книгам тоже!
Разрешите мне закончить нашу беседу еще одним стихотворением Евгения Евтушенко.
КАРТИНКА ДЕТСТВА
Работая локтями, мы бежали,-
кого-то люди били на базаре.
Как можно было это просмотреть!
Спеша на гвалт, мы прибавляли ходу,
зачерпывая валенками воду
и сопли забывали утереть.
И замерли. В сердчишках что-то сжалось,
когда мы увидали, как сужалось
кольцо тулупов, дох и капелюх,
как он стоял у овощного ряда,
вобравши в плечи голову от града
тычков, пинков, плевков и оплеух.
Вдруг справа кто-то в санки дал с оттяжкой.
Вдруг слева залепили в лоб ледяшкой.
Кровь появилась. И пошло всерьез.
Все вздыбились. Все скопом завизжали,
обрушившись дрекольем и вожжами,
железными штырями от колес.
Зря он хрипел им: "Братцы, что вы, братцы. " -
толпа сполна хотела рассчитаться,
толпа глухою стала, разъярясь.
Толпа на тех, кто плохо бил, роптала,
и нечто, с телом схожее, топтала
в снегу весеннем, превращенном в грязь.
Со вкусом били. С выдумкою. Сочно.
Я видел, как сноровисто и точно
лежачему под самый-самый дых,
извожены в грязи, в навозной жиже,
всё добавляли чьи-то сапожищи,
с засаленными ушками на них.
Их обладатель - парень с честной мордой
и честностью своею страшно гордый -
все бил да приговаривал: "Шалишь. "
Бил с правотой уверенной, весомой,
и, взмокший, раскрасневшийся, веселый,
он крикнул мне: "Добавь и ты, малыш!"
Не помню, сколько их, галдевших, било.
Быть может, сто, быть может, больше было,
но я, мальчишка, плакал от стыда.
И если сотня, воя оголтело,
кого-то бьет,- пусть даже и за дело! -
сто первым я не буду никогда!