Богославец Светлана
Паспорт проекта «Подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Подводный мир»
Познавательный проект в подготовительной группе «Полянка»
Выполнила воспитатель высшей квалификационной категории Богославец С. А.
Актуальность: Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.
Публикация «Паспорт проекта „Подводный мир“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Цель проекта : развивать у детей поисково-познавательные способности.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Развивать связную речь и обогащать словарный запас о подводном мире.
- Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
-Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Участники: воспитатели, родители и дети подготовительной группы.
Срок реализации проекта : краткосрочный (2 недели)
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Методы работы: беседы, подборка литературы, иллюстраций, книг, игр, просмотр видео, прослушивание аудиозаписей, презентация электронной книги.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Ожидаемый результат:
Получение информации из разных источников;
Владеть понятиями «Морские животные», «Рыбы»;
Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
Продукты детской деятельности (рисунки, поделки, сказки про «Подводное царство»).
Электронная книга из мини докладов про Подводный мир.
Этапы осуществления проекта
1. Подготовительный этап:
Опрос детей по данной теме методом трех вопросов:
Вопрос: «Что мы знаем о подводном мире?»
-Там живут дельфины (Миша)
-Живут черепахи, морские звезды. (Полина)
-Водятся скаты, акулы. (Дима)
-Есть камни (Ваня)
-Живут моллюски (Егор).
Вопрос: «Что хотим узнать?»
-Что внутри ската? (Дима)
-Чем питаются акулы? (Лев)
-Почему медузы бьют током? (Таина)
-Почему скат электрический? (Андрей)
-Как спят дельфины (Катя)
Вопрос: «Как можем узнать?»
-По телевизору посмотреть (Полина, Дима)
-Из книг (Андрей)
-Сесть на подводную лодку. (Егор)
-Через интернет (Ваня)
-опуститься на дно в костюме аквалангиста на дно (Таина).
• Сбор литературы по теме проекта : стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки.
• Подбор картин, фотографий, раскрасок, иллюстраций, видео по теме проекта.
• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
• Разработка занятий, определение тематики бесед.
• Изготовление наглядного материала из фетра.
• Оформление лепбука по теме «Подводный мир».
2 этап. Реализация проекта
Речевое развитие:
-рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей.
-составление мини докладов про подводный мир совместно с родителями.
-дидактические, словесные игры: «Опиши животное», «Четвертый лишний», «Узнай по силуэту», «Собери Дельфина, «Я знаю 5…», «Один-много», «Найди домик», «Какое слово не подходит»;
- загадки про морских обитателей;
-сочинение сказок про морских жителей;
-Прослушивание аудиоматериала «Шум моря», «Прибой», «Голоса морских жителей»
-пальчиковая гимнастика «Рыбы», «Медуза», «Дельфин», «Рыбка плавает в водице».
-рассматривание глобуса.
Беседы: «Море в опасности», «Море и его обитатели»,
Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», Г. Х. Андерсен «Русалочка»,
НОД:
- «Подводный мир», «Человек и море», «Кто живет в бескрайнем океане».
Физическое развитие:
Подвижные игры : «Море волнуется», «Водяной», «Рыбак и рыбки», «Водолаз».
Физминутка: «А над морем-мы с тобою!».
Социально-коммуникативное развитие:
-Сюжетно – ролевая игра: «Подводная экспедиция».
-Сочинение сказки про подводный мир, с дальнейшей инсценировкой.
Познавательное развитие:
Конструирование: «Строим пароход, лодочку» (из конструктора «Лего»).
Викторина: «Знаешь ли ты?», «Жители морей».
Экспериментирование: «Свойства воды», «Морская капуста» - какая она?»
Просмотр видео фильма: «Самые редкие рыбы мирового океана.», «Обитатели морей и океанов.», «Морские животные».
Просмотр релаксационного комплекса с прослушиванием: «Морские просторы».
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование: «Медуза».
Отрывная аппликация: «Морская звезда».
Оригами: «Золотая рыбка», «Лягушка».
Объё мная аппликация: «Осьминог», «Рыбка».
Ручной труд: «Осьминог», «Змея».
Пластилинография «Крабы», «Дельфин».
Поделка из природного материала «Черепаха», «Рыбы»
Работа с родителями
Подготовка совместно с родителями мини докладов о жизни морских обитателей.
3 этап: Презентация
Оформление выставки «Тайны подводного мира»
Выпуск электронной книги «Подводный мир».
https://drive.google.com/file/d/17OO3SPE7TkuEo78kxOHfzPJMOmS7HKrX/view?usp=sharing
Выступление детей перед группой с мини докладами о животных
Проведение итогового мероприятия- «Подводная экспедиция»
В результате проекта " Подводный мир" :
-дети проявили активный познавательный интерес, стремились поделиться полученной информацией;
-познакомились с новыми морскими обитателями и с тем, какое значение море имеет в жизни человека;
-получили простейшие представления об особенностях строения тела, о том, чем и как питаются, способах их передвижения, способах маскировки, уникальности каждого вида;
-закрепили умение составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Список литературы:
1. Большая энциклопедия поделок, стр. 198.
2. Первые поделки вашего малыша, стр. 20, стр. 30.
3. Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги» стр. 25, стр. 162.
4. Каушкаль О. Н. «Формирование целостной картины мира» стр. 131,134-135.
5. Козина И. В. «Лексические темы по развитию речи дошкольников». стр. 135,136.
6. «Фигурки и игрушки из природного материала», стр. 64,97.
7. Петрова И. М. «Волшебные полоски»
8. Салагаева Л. М. «Объёмные картинки» стр. 57.
9. Федина «Игры, викторины, конкурсы».
10. Николаева С. Н. «Юный эколог», стр. 186.
«Рыбы»
Рыбы плавают в реке, (Идут по кругу. Ладони –лодочкой,
В Черном море, в озерке. (Волнообразные движения ладонями.)
Окунь, ерш, карась, налим (Останавливаются. Перечисляя рыб, загибают пальцы обеих рук.)
Все относятся к речным. А еще есть щука, лещ (Ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща.
В общем всех не перечесть. (Машут правой рукой.)
Мы о рыбах продолжаем (Руками указывают на себя.
О морских заводим речь. (Разводят руки в стороны.)
В море плавают акулы (Согнуть пальцы рук.
Веслоносы, рыба – лист. (Бол. палец –к носу и помахать всеми пальцами. Повернуть ладони вверх
Сельдь, помпон, рыба-пила, (Соединить ладони –волнообразные движения; имитация движений пилой.
Даже есть такая рыба. (Имитация шитья иглой)
Под названием игла. Они плавать не боятся, (Повороты корпуса влево - вправо с полуприсядами.
Они плавают, резвятся. Все, что связано с водой. (Волнообразные движения соединенными кистями перед собой. Соединить ладони над головой – «крыша»)
Это рыбам – дом родной.
«Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком».)
Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз.)
Здесь прозрачная вода. Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар. А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог.
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
«Рыбка плавает в водице»
Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть.
(Плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать (хлопок «круглыми» ладошками)
Рыбка спинку изогнула (Выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла (имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула (Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла (спрятать ручки)
Физкультминутка: А над морем - мы с тобою! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями)
Мы теперь плывем по морю. И резвимся на просторе, Веселее загребай. И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками)
Вопросы:
Почему у большинства рыб спинки темные? (Чтобы сверху их не заметили птицы.)
Умеют ли рыбы летать? (Да, есть летающие рыбы.)
Какую капусту нельзя вырастить в огороде? (Морскую)
Как узнать возраст рыбы? (По кольцам на чешуйке.)
Как называется нарядная рыбка с длинным, похожим на вуаль хвостом? Эту рыбку разводят в аквариумах. (Золотая рыбка.)
Назовите небольшую хищную рыбу, которая водится в реках Амазонии. (Пиранья.)
Назовите главную рыбу морей и океанов. (Акула.)
Назовите двух рыб, головы которых напоминают строительные элементы. (Рыба-молот и рыба-меч.)
Назовите рыбу, нос которой напоминает старинное оружие. (Рыба-меч.)
Загадки:
Здесь - куда не кинем взор - Водный голубой простор. В нем волна встает стеной, Белый гребень над волной. А порой тут тишь да гладь. Все смогли его узнать? (Море)
Это самый крупный зверь, Словно лайнер многотонный. А питается - поверь! - Только мелочью - планктоном. Проплывает тут и там По арктическим морям. (Кит)
Над водой взметнулась глыба - Это очень злая рыба. Показала свой плавник И опять исчезла вмиг. (Акула)
Ты уже, дружок, конечно, Что-то слышал обо мне: Я всегда пятиконечна И живу на самом дне. (Морская звезда)
Пронеслась о нем молва: Восемь ног да голова. Чтобы всем страшнее было, Выпускает он чернила. (Осьминог)
Посмотрите! Под водой вырос целый сад. Он накормит нас с тобой, Попадет в салат. (Морская капуста)
Я без моря - никуда, В море - вся моя еда. Сам живу на берегу, Круг полярный стерегу. Лапы - что-то вроде ласт. Я как морж, но не клыкаст. (Тюлень)
Объясняю малышу, Чтобы не было ошибок: Зверь я, воздухом дышу, Но похож на крупных рыбок. В ватерполо я ловкач И с детьми играю в мяч. (Дельфин)
Поднимается вода И закроет берег вскоре. Это спутник наш, Луна, Так притягивает море. (Прилив)
Каждый, кто бывал на море, С ярким зонтиком знаком. Из водички и из соли Состоит он целиком. Ты в воде его не тронь - Обжигает, как огонь. (Медуза)
В океане ходим мы, Словно синие холмы. Океан - наш дом родной, В нем немало миль. В шторм идем большой стеной, Утихаем в штиль. (Волны)
В море только под водой Можно встретиться с землей. Тут лежат морские звезды, Камешки, песок. Где-то близко ходит грозный, Важный осьминог. И погибшие суда Опускаются сюда. (Дно)
Мы пугливы иногда, Можем быть и храбрыми. Окружает нас вода, В ней мы дышим жабрами. С чешуей и плавниками Проплываем тут и там И гуляем косяками Мы по рекам и морям. (Рыбы)
Этот домик я могу Отыскать на берегу. В нем укрытие моллюска, И хозяин гордый: "Домик выдержит нагрузку, Известковый, твердый". (Ракушка) В море я всегда солена, А в реке я пресна. Лишь в пустыне раскаленной Мне совсем не место. (Вода)
Давайте совершим небольшое путешествие по географической карте и вспомним названия морей и океанов.
- Какие вы знаете названия океанов? (Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский.) Соединены ли все океаны мира друг с другом? (Да.) Какие вы знаете моря? (Черное, Белое, Каспийское, Баренцево, море Лаптевых, Японское, Охотское, Мраморное, Красное, Желтое, Мертвое, Балтийское, Азовское и др.) Какой океан самый холодный? (Северный Ледовитый) Какой океан самый глубокий? (Тихий) Какой океан самый бурный? (Тихий, и это название ему дал мореплаватель Магеллан, который в самый первый раз увидел его, когда погода стояла теплая и тихая.) Какое море самое мелкое? (Азовское.) Почему Белое море называется Белым? (Оно зимой покрывается льдом.)