Арутюнян Анелия Рудольфовна
Подготовка детей к обучению грамоте в контексте реализации ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить важные аспекты обучения грамоте в дошкольном образовании и новые требования, предъявляемые к этому процессу в контексте реализации ФОП ДО. Давайте разберемся, каким образом эти изменения влияют на нашу практику и какие задачи они ставят перед нами.
Одним из важных направлений работы воспитателя ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.
Процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др., лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов, классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др., современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.).
Но и сегодня вопрос обучения детей дошкольного возраста грамоте остается, во многом, дискуссионным. Среди обсуждаемых тем чаще всего является вопрос целесообразности целенаправленного ознакомления ребенка с буквами, а также обучение его чтению и письму.
Нередко взгляды педагогов относительно этих вопросов являются диаметрально противоположными: от полного одобрения до полного отрицания. Подогревают эту дискуссию еще и родители, которые нередко требуют от воспитателей научить их ребенка читать.
Это связано с тем, что для многих родителей, нередко и учителей начальных классов, умение читать до школы является одним из основных показателей готовности ребенка к обучению.
Как известно, умения читать и писать, необходимые и важные для современного человека, поскольку обеспечивают формирование и удовлетворение его культурно-эстетических потребностей, являются ведущими каналами самостоятельного приобретения знаний, развития и саморазвития личности, центральным звеном самостоятельной деятельности.
Проблема
Статистические данные по материалам медицинского сообщества:
Согласно статистике, более 25% детей дошкольного возраста по всему миру страдает серьезными нарушениями в речевом развитии. Тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями растет с каждым годом. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И. С. Скворцова, у 70% новорожденных детей выявлены различные перинатальные поражения мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения отрицательно сказываются на последующем развитии ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. В норме уже к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Различные нарушения речи у детей дошкольного возраста ведут к отставанию психического развития, ограниченности мышления, трудностям в дальнейшем овладении чтением и письмом.
Дислалия – нарушение устной речи дошкольников, в школе сопровождается дисграфией. Согласно исследованиям, дисграфия (специфическое нарушение письма) выявляется у 53 % учащихся вторых классов. Высокая распространенность дисграфии среди школьников специалисты связывают с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН (фонетико-фонематическим недоразвитием) или ОНР (общим недоразвитием речи). Они выявляются при специальном логопедическом обследовании, при их наличии невозможен процесс полноценного овладения грамотой.
Распространенность дислексии (расстройство навыков чтения) среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией от 20-50% случаев. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова и т. д.).
Прежде чем начать говорить о звуковой культуре речи и об подготовке к обучению грамоте, давайте обратимся к Федеральной образовательной программе (ФОП) дошкольного образования.
Чем отличаются ПООП (примерная основная образовательная программа) и ФОП ДО, если обе программы соответствуют ФГОС ДО
Различия:
1. ПООП не была нормативным документом и носила рекомендательный характер. Федеральная образовательная программа – нормативный документ, который утвердило Минпросвещения приказом от 25.11.2022 №1028.
2. ФОП включает раздел «Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов», в ПООП нет чётких ответов, как именно и когда диагностировать педагогический процесс, как интерпретировать полученные данные.
3. Основные цели ПООП и ФОП отличны:
Цель ФОП: «Всестороннее развитие и воспитание ребёнка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Цель ПООП: «Проектирование социальных ситуаций развития ребёнка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности».
4. ПООП и ФОП ДО отличаются по содержанию.
Если первая программа во много дублировала ФГОС ДО, то разработчики Федеральной программы существенно расширили содержательный раздел документа.
ФОП ДО в области речевого развития дошкольников ставит следующие задачи (Приложение 1):
• Формирование словаря
• Звуковая культура речи
• Грамматический строй речи
• Связная речь
• Подготовка детей к обучению грамоте (с 3 лет)
• Интерес к художественной литературе
В каждой возрастной группе эти задачи дополняются, расширяются и углубляются. И целевые ориентиры (планируемые результаты) на этапе завершения освоения Федеральной программы (к концу дошкольного детства) звучат так:
• Ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведёт диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
• Знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев.
Давайте сравним программу «От рождения до школы», которую реализовали большинство дошкольных учреждений и ФОП дошкольного образования, начиная с 4-х летнего возраста детей, а именно направления «Воспитание звуковой культуры речи» и «Подготовку детей к обучению грамоте». (Приложение 2)
Федеральная образовательная программа дает рекомендации по расширению и углублению работы воспитателя по звуковой культуре речи, развитию у детей фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического слуха, формированию у них навыков звукового анализа и синтеза слов и подготовке детей на этой основе к обучению грамоте. То есть в соответствии с ФОП воспитатели готовят детей к обучению грамоте на основе аналитико-синтетического метода, разработанного К. Д. Ушинским еще в середине девятнадцатого века.
Овладевая навыками звукового анализа и синтеза под руководством воспитателя, дети не только учатся выделять указанный звук на фоне слова, определять место этого звука в слове, но и выполнять полный звуковой анализ слов сначала из трех звуков, потом из четырех-пяти звуков, указывать место ударения в слове, давать полную характеристику каждому звуку слова.
На основе сформированных навыков звукового анализа и синтеза старшие дошкольники с пяти до семи лет обучаются чтению слогов, слов и предложений. У детей формируются навыки слогового анализа и синтеза слов, навыки анализа предложений.
Но самое главное заключается в том, что федеральная программа выстраивает систему работы по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте.
1. Пропедевтическая работа (т. е. предварительная работа) с младшими дошкольниками по введению в грамоту.
Пропедевтика– (предварительное обучение) – подготовительный к обучению этап, введение в систематическое обучение. Его цель – подготовить психологически и содержательно к успешному решению учебных задач.
В младшей группе грамота рассматривается, как пропедевтический курс фонетики родного языка.
Первым направлением работы стало развитие возможностей детей в звуковой культуре речи: управление артикуляционным аппаратом, совершенствование фонематического восприятия ребенка, т. к. речь детей до 3-х лет весьма несовершенна (нечеткая, неправильная, невнятная). Сначала дети знакомятся со звуками окружающего мира – вычленяют из общего потока и распознавали металлические, деревянные, стеклянные звуки и звуки музыкальных инструментов. Затем, подражая различным животным, они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, ы, э) и некоторые согласные (м-мь, п-пь, б-бь, т-ть и др., кроме шипящих, свистящих и сонорных звуков.
Второе направление работы с детьми младшей группы - это развитие возможности управлять своими руками и пальцами. Упражнения для рук и пальцев, которые включены в целостную мотивированную для детей деятельность, образный контекст стихов, потешек, игровых ситуаций.
2. Работа по развитию фонематической стороны речи с детьми и овладение основами грамоты.
Этот период охватывает четыре возрастных группы – вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную.
Во 2-ой младшей основной задачей, которая решается в этот период, овладение способом интонационного выделения звука в слове на фоне слитного его проговаривания. Так же закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, кроме шипящих и сонорных. Продолжать развивать артикуляционный аппарат. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Второе направление работы заключалось в овладение основами грамоты. Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.
В младшей группе для детей с трех до четырех лет проводится одно занятие по звуковой культуре речи в месяц, то есть десять занятий в год.
Кроме того, в другие занятия по развитию речи включаются упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики, специальные упражнения для развития слухового восприятия и внимания, формирования фонематического восприятия, развития фонематического слуха, игры со звукоподражаниями и т. п. Длительность таких упражнений от двух до пяти минут.
Стоит сказать и о необходимости проведения упражнений по уточнению произношения звуков у детей в утренний отрезок времени после утренней гимнастики.
Обычно занятие по звуковой культуре речи в младшей группе состоит из трех частей. Первая часть посвящается развитию слухового восприятия, фонематического слуха, узнаванию определенного звука. Очень важно, чтобы педагог убедился, что все дети узнают звук и различают его с другими звуками, прежде чем будет работать над уточнением произношения этого звука. Вторая часть отводится для уточнения произношения данного звука в слогах, и словах. В этот отрезок времени уместно проводить работу и над речевым дыханием. И наконец, в заключительной части занятия используются чистоговорки, потешки, игры с ними для автоматизации и актуализации указанного звука, дифференциации его с другими звуками в игре.
В средней группе для детей с четырех до пяти лет проводится два занятия по ЗКР в месяц, то есть двадцать занятий в год.
В средней группе продолжается работа в двух направлениях:
1. закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией. Проводить работу по развитию фонематического слуха. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
2. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучание (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов, определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком.
В другие занятия по развитию речи по-прежнему включаются упражнения для развития речевого дыхания, артикуляционной моторики, уточнения произношения звуков, подвижные речевые игры.
Структура же занятия по ЗКР в средней группе мало отличается от структуры занятия в младшей группе.
В этой возрастной группе в соответствии с развитием речи в онтогенезе дети овладевают произношением подгруппы свистящих звуков ([с] ([с’], [з] ([з’], [ц], а к концу учебного года – и подгруппы шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]). Ведется работа по освоению детьми подгруппы сонорных звуков ([л] ([л’], [р] ([р’]).
В старшей группе:
1. освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая ее закономерности: учить определять звуки в слове, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук, правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.
2. формирует у дошкольников звуковую аналитико-синтетическую активность, которая является предпосылкой обучения грамоте, учит понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими.
3. подготовка руки к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
В старшей группе целесообразно проводить интегрированные занятия по развитию речи, включающие все направления работы по речевому развитию детей, начиная с произносительной стороны речи, совершенствования фонематических процессов, заканчивая совершенствованием грамматического строя и развитием связной речи детей.
Развитие фонематических процессов у старших дошкольников приобретает очень важное значение. Особое внимание уделяется дифференциации звуков как внутри одной подгруппы звуков ([с] — [з], [с] — [ц]; [ш] — [ж], [ч] — [щ]; [л] – [р], [л’] – [р’], так и в разных подгруппах ([с] — [ш], [з] — [ж], [с’] — [щ], [ч] — [т’], [л’] – [j], [л] – [j]).
Воспитатель должен четко следовать требованиям методики, проводя работу по дифференциации звуков, начиная ее с различения изолированных звуков, продолжая работу над различением звуков в слогах, словах, предложениях, в игровой деятельности, в общении. Одновременно у детей отрабатываются четкость произношения, внятность дикции, интонационная выразительность, умение управлять голосом, говорить громко и тихо, в нормальном темпе и более быстро и т. п.
В старшей группе дети уже не только определяют наличие звука и определяют его место в слове, но и подбирают слова с указанным звуком, и производят звуковой анализ слов, давая характеристику каждому звуку.
Хочется предупредить возможные ошибки педагогов и напомнить, что для звукового анализа дошкольниками подбираются только те слова, написание которых не расходится с произношением (уха, кот, вата, мост, кит, бинт, банка, миска). Это же правило работает и при подборе слов для кроссвордов, ребусов, изографов. Их написание не должно расходиться с произношением.
Особое значение приобретает работа по развитию фонематических процессов у детей при подготовке к обучению грамоте. В соответствии с ФОП работа по ознакомлению детей с буквами и формирование навыков чтения слогов и слов начинается именно в старшей группе.
Воспитатель должен правильно выбрать комплект пособий для обучения грамоте детей дошкольного возраста. Как уже было отмечено, ФОП рекомендует обучение грамоте детей дошкольного возраста на основе аналитико-синтетического метода. Следовательно, другие методики (методика глобального чтения, методика Зайцева, «Словолодочки» и пр.) не могут использоваться в дошкольных образовательных учреждениях, строящих свою работу на основе ФОП ДО.
В подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Дети этого возраста обладают сензитивностью (переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе) к знаковой системе, испытывая интерес к узнаванию новых букв и тягу к чтению. Развитие фонетической знаковой стороне речи проводится в следующем направлении:
• составление из цветных фишек слова,
• подбор по заданным моделям различной звуковой конструкции 3-х, 4-х, и 5-ти звуковые слова,
• ознакомление с анализом предложения, состоящего из 3-5 слов, и его графическим моделированием,
• ориентировка на листе, выполнение графических диктантов;
• выполнение штриховки в разных направлениях, обводки;
• чтение простых слов и фраз;
• разгадывание детских кроссвордов и решение ребусов.
В плане подготовки руки к письму, дети знакомятся с буквами русского алфавита. В овладении графическими навыками, дети обводят предметы по контуру, штрихуют предмет внутри контура, выполнять графические диктанты; копируют и дорисовывают фигуры, осваивают основные элементы письменных букв, работают в рабочей строке.
Далее эти умения будут совершенствоваться в школе.
В результате, к концу 7 года жизни ребенок ведет диалог со взрослыми и сверстниками, может организовать детей на совместную деятельность; задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни; участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству; в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника; успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр; речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов; проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы.
Таким образом, дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые, сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т. д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.