Наталия Большакова
Формирование добрых чувств и эмоциональной отзывчивости у детей младшего возраста посредством сказок (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
По сказочной дороге в Счастливое Детство»
Формирование добрых чувств и эмоциональной отзывчивости у детей младшего возраста посредством сказок.
Наталия Павловна Большакова
МАДОУ Детский сад №14 «Подмосковье»
Актуальность темы — эмоциональная отзывчивость важный фактор развития межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста.
Темочки:
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Цель работы : выявление более эффективных методов формирования эмоциональной отзывчивости у детей младшего возраста посредством сказок.
Задачи работы :
1. Научить ребенка откликаться на события и явления.
2. Развивать способность сопереживать окружающим.
3. Научить эмоциональной отзывчивости на боль другого человека или существа.
В нашей стране особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни. На примере детей,прибывающих в детский сад мы наблюдаем дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, возникают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неуступчивость и т. п.
Моя задача воспитателя показать ребенку все прекрасное вокруг и научить его взаимодействовать с окружающими и обрести внутренний баланс. Все чаще мир вокруг нас становится серым и будничным и моя задача научить ребенка видеть прекрасное,научить переноситься в Сказочную Страну. Русские народные сказки всегда окружали нас с рождения и до глубокой старости.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин.
Я воспитатель младшей группы и обращаю внимание,что некоторые дети испытывают дискомфорт в детском саду из-за застенчивости,неуверенности. Не все могут постоять за себя или наоборот защита переходит в агрессию. Моя задача состоит в том,чтобы минимизировать возникающие проблемы. Посредством сказок я работаю с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств.
К сожалению, пока я часто наблюдаю, как ребенок силой отнимает игрушку и моя задача оперативно среагировать на конфликт, смягчить его и объяснить обидчику его ошибку. В процессе ознакомления с сказками ребенок может узнать свои проблемы и увидеть различные пути их решения.
Методом сказкотерапии возможно решение следующих задач:
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
- развитие умения преодолевать трудности и страхи;
- выявление и поддержка творческих способностей;
- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
У ребят нашей группы есть любимые сказки- «Репка», Колобок», «Три поросенка» и другие сказки. На детском совете я с ребятами обсуждаем возникающие конфликты среди детей и мы решили подобрать самую подходящую сказку для улучшения атмосферы и формирования дружбы и эмоциональной отзывчивости.
Формы организации работы со сказкой выбираю в зависимости от ситуации :
– использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в кружковой работе и самостоятельной художественной деятельности детей, любой совместной с педагогом деятельности;
– организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, занятий-праздников на материале сказок;
– широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованных занятиях;
– включение сказочного материала в занятия по изобразительной деятельности детей в качестве художественного слова;
– использование отрывков из сказок на занятиях по познанию окружающего мира в качестве иллюстративного материала;
– включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, физкультурные досуги и праздники.
Общим советом мы выбрали сказку «Репку» ,назначили день показа и распределили роли. На роль дедушки я выбрала Алешу, мальчика пока не с несформированным чувством дружбы. Алеша почти всегда старался отобрать игрушку как у мальчика, так и у девочки, независимо от того что ребенок увлечен. Возникали конфликты. В день показа сказки все артисты показали себя дружной командой,каждый герой был увлечен своей ролью и помогал «тянуть» Репку. Завершением сказки стало угощение Дедушкой –Алешей всех ребят настоящей репкой. Алексея все благодарили и дарили улыбку, говорили комплименты. После показа сказки я стала замечать,что Алеша стал дружелюбнее и отзывчивее. С детьми обязательно разговариваем о добрых сказках и сказках, где есть отрицательные герои. Например сказка «Заячья избушка» вызвала огромное сочувствие Зайцу и порицание Волка.
В данное время в группе завершающий этап проекта посвященному «Году Театра в России». В рамках данного проекта была проведена огромная работа с детьми, работа с родителями. Моя цель и задача состояла в том,чтобы заинтересовать детей чтением сказок в домашних условиях и конечно взаимодействовать с родителями. Родители откликнулись на приглашение принять участие в проекте. Ребята пересказывали сказки с использованием настольного театра. С огромным удовольствие устраивали мини спектакли для параллельной группы нашего возраста. В домашних условиях ребята проговаривали сказки во время изготовления родителями сказочных персонажей и конечно помогали как могли. Я очень рада видеть и осознавать как теплеет атмосфера в нашей группе, как меняются лица детей с утра. Самое беззаботное и самое счастливое время –Детство. Я планирую и в дальнейшем использовать методику сказкотерапии и знакомить детей с новыми сказками.
Впереди у нас сказочная дорога в Счастливое Детство!