марина матвеева
Использование нетрадиционной техники лепки «миллефиори» в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
«Пластилиновые фантазии в технике «миллефиори»
Матвеева Марина Ивановна, воспитатель
первой квалификационной категории;
Образовательное учреждение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Новоторъяльский детский сад «Солнышко» (МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Солнышко», Республика Марий Эл, пгт. Новый Торъял)
Аннотация
Темочки:
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Миллефиори. Многослойная лепка
- Темочки
В статье рассказывается об использовании нетрадиционной техники лепки – техники «миллефиори». «Пластилиновые фантазии» в этой технике позволят педагогам расширить знания о пластилине как материал для творчества. Материал знакомит с историей появления развития техники «миллефиори», с способами и инструментами, использования в работе с пластилином. Этот материал будет полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, родителям, педагогам дополнительного образования.
Дошкольное детство – время, когда закладываются основы художественно-эстетического развития и духовности личности благодаря непосредственности, живости, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Художественно-эстетическое развитие является важнейшим средством в формировании личности ребенка. В период детства происходит последовательное формирование основ художественно-эстетической культуры: эстетического отношения к миру и гармонизации восприятия. Очень важно в раннем возрасте развивать у ребёнка навыки ручной работы. Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста играет важную роль, оказывает влияние на многие функции ребенка. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Работая с детьми дошкольного возраста, сталкиваемся с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, нарушение моторики рук. У таких детей преобладает медлительность выполнения движений, действий, наблюдается скованность. Ребёнок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей. Эти игры способствуют развитию речи, творческой деятельности и укреплению здоровья.
Можно провести работу по созданию картотек с пальчиковыми играми и упражнениями. Все мы знаем насколько важно развитие мелкой моторики у детей для успешного обучения в школе, развития речи. Этому способствуют занятия кружка по лепке. По развитию мелкой моторики в группе можно создать центр «Ловкие пальчики», который представляет собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами место; постоянно пополняемое играми, что сохраняет к нему интерес воспитанников. Детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать игру, что вызывает у каждого стремление к познанию нового, способствует умственному и личностному развитию ребенка.
Совместно с родителями полезно изготавливать разного вида пальчиковые игры: пальчиковые игры с предметами и без предметов (пальчиковый театр, игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, игры-шнуровки, мозаики и пазлы, конструкторы и строительный материал. Игры с предметами домашнего обихода (прищепки, крышки, резиночки) и т. д.
Что же дети любят больше всего? Конечно, творчество! Это то, что доступно каждый день и везде. Это то, что помогает выразить себя. Неоспорима польза, которую приносит развитию ребёнка – занятие лепкой.
Лепка – один из любимых видов изобразительной деятельности у детей разного возраста. Занятие лепкой развивает воображение, фантазию, мелкую моторику, пространственное мышление, развивает координацию обеих рук, помогает понять и запомнить цвета, формы предметов, получить эстетическое воспитание. Разнообразные техники работы с пластилином раскрывают у ребенка безграничный творческий потенциал. Комбинирование техник лепки, добавление других материалов позволяют экспериментировать, проявлять фантазию, творческое воображение. Существует множество различных нетрадиционных техник работы с пластилином. Одна из техник работы с пластилином– техника «миллефиори». Что же это такое? Это новый вид декоративно – прикладного творчества. Название техники «миллефиории» в переводе с итальянского, звучит как «тысяча цветов», а еще говорят многослойная техника. Эта техника итальянских стеклодувов. Изначально она употреблялась для одного из видов мозаичного стекла с особым декоративным узором в виде цветка, отсюда и название. В наше время эта технология успешно используется при изготовлении очень красивых и изящных изделий. В 1981 году Эстер Олсон впервые применила технологию стеклодувной техники «миллефиори» в работе с полимерной глиной.
Вместо полимерной глины в работе используют пластилин. И это значительно облегчает и ускоряет процесс изготовления изделия. Пластилин пластичен и используется в работе с детьми, как дома, так и на занятиях в детском саду. Занятия лепкой прекрасно развивают моторику рук, внимание, память, а также учит детей образному и конструктивному мышлению, влияют на развитие моторной функции речи. Оценить красоту и неповторимость рисунка в технике «миллефиори» невозможно, пока не попробуешь её на практике. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Техника очень необычна и интересна, самое необычное это то, что никогда нельзя до конца предугадать полученный результат, всегда ожидает сюрприз. А дети очень любят все новое и необычное в своей продуктивной деятельности. Эта техника достаточно сложная, в работе с детьми используем два основных способа техники «миллефиори». Способы выполнения работы в этой технике : берём два куска пластилина контрастных по цвету и
одинаковых по размеру, разминаем их и катаем из них шарики. Далее расплющиваем их и формируем две пластины прямоугольной формы. Накладываем одну на другую и скатываем «рулетом». Разрезаем его поперёк на тонкие пластины. Получившиеся элементы используем как лепестки для цветов. Берём пластилин, хорошо разминаем и формируем простую колбаску (брусочек). Далее готовим 2-3 пластилины из пластилина других цветов по ширине брусочка. Заворачиваем поочерёдно ими брусочек, аккуратно срезаем лишнее и разглаживаем шов. Далее ужимаем полученный брусочек. При аккуратном раскатывании он будет удлиняться и утончаться. После окончательного раскатывания колбаски, пластилину нужно дать немного полежать, чтобы он не был слишком мягким и не смазывался. Нарезаем стекой поперёк. Из полученных деталей создаем красивые композиции: бабочку, цветок, осенние листочки.
Взаимодействие с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий. С родителями можно провести групповые и индивидуальные консультации по этой технике, на тему «Нетрадиционная техника лепки – «миллефиори», в родительском уголке оформить папки – передвижки «Пластилинография», «Мелкая моторика рук». Таким образом, можно сделать вывод, что лепка в технике «миллефиори» позволяет не только разнообразить палитру пластилина, но и развивать у детей художественный вкус, творческое мышление и воображение. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Список литературы:
1. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. - М. : Просвещение, 2002.
2. Волшебный пластилин. - М. : Ранок, 2013.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. / Г. Н. Давыдова. – м. : Издательство «Скрипторий 2012», 2012
4. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Г. С. Швайко. - М. : ТИТУЛ, 2003
5. Халезова, Н. Б. Лепка в детском саду/ Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. - М. : Просвещение, 1986.